Конференции, публикации 2016
С 1 октября 2016г. по 10 ноября 2016 г.состоялся II Международный Интернет-симпозиум «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», организаторами которого являются Университет Манитобы, г. Виннипег, Канада и Федеральное автономное государственное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет. Данный симпозиум был направлен на консолидацию усилий науки, практики и общественности в развитии инклюзивного образования, так как изучение российского и зарубежного опыта развития инклюзивных процессов в образовательных системах способствует распространению эффективных педагогических практик, способствующих повышению его качества. Сотрудники ЦСИО принимали заочное участие в данном симпозиуме в виде предоставления публикаций материалов на официальном сайте СКФУ (открытом доступе на странице Интернет-симпозиума). Темы представленных статей от ЦСИО:
Ответственность вместо толерантности в профессиональной этике инклюзивного образования (Китаев Д.Г.) |
|
8 декабря состоялся семинар «Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях». В начале мероприятия сотрудник ЦСИО, Дарья Митрошина провела инструктаж от Минобрнауки России по доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью объектов и услуг в сфере образования, в ходе которого были озвучены особенности взаимодействия с людьми, имеющими такие ограниченные возможности здоровья как нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и соматические заболевания. В связи с тем, что многие преподаватели и административные сотрудники в стенах университета часто сталкиваются с несчастными случаями, такими как обмороки, кровотечения из носа, эпилептические приступы у студентов, и не знают, как оказать первую медицинскую помощь, Центром сопровождения инклюзивного образования совместно с Центром социальной поддержки обучающихся был приглашен врач из 75-й городской поликлиники. Врач представила основные правила оказания доврачебной помощи при потере сознания (обмороке), острых состояниях при диабете, эпилептическом припадке, кровотечениях, сердечно-сосудистых заболеваниях, приступах астмы, а также при ожогах и травмах (ушибах, вывихах и переломах). Елена Шарапановская, директор Центра социальной поддержки обучающихся, рассказала о простых методах снятия психоэмоционального стресса, а также продемонстрировала некоторые приемы устранения головной боли.
На вопрос участника семинара о панических атаках психолог ЦСИО, Алёна Джумагулова, ответила, что данное понятие представляет собой сложное психофизическое состояние, которое требует специализированной помощи и психопрофилакики. В конце мероприятия участникам семинары были выданы памятки, содержащие основы первой доврачебной помощи при несчастных случаях. Многие из присутствующих выразили желание о проведении подобных ежегодных встреч не только с преподавателями и сотрудниками, но и со студентами.
|
|
7 декабря для всех желающих студентов, в том числе обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, была проведена открытая лекция «Профессиональное будущее студента». Для данного мероприятия ЦСИО были приглашены психологи Центра занятости населения Санкт-Петербурга. В ходе лекции было рассказано о способах содействия гражданам в поиске подходящей работы. Среди основных направлений работы Центра занятости населения Санкт-Петербурга были выделены следующие:
Одним из актуальных был вопрос о там, как правильно составить резюме. Психологи разъяснили, какие пункты нужны для него, а также отметили, что при устройстве на работу необходимо иметь сопроводительное письмо, наличие которого является дополнительным преимуществом соискателя с ОВЗ при трудоустройстве. Кроме того, специалистами были указаны ссылки сайтов по поиску работы для инвалидов и лиц с ОВЗ. Если Вас заинтересует информация о контактах и мероприятиях от Центра занятости населения Санкт-Петербурга обращайтесь в ЦСИО. |
|
Китаев Д.Г. ,сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования, в ноябре проходил курсы повышение квалификации по программе «Вопросы внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения для обучающихся с нарушением слуха по программам бакалавриата в области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (216 часов) на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана Программа курса включала 3 блока, раскрывающих содержание инклюзии в области высшего образования: общая концепция модели обучения: специальные образовательные условия; социально-психологическое сопровождение. Во время обучения Дмитрий установил деловые отношения с Директором ГУИМЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана Станевским А.Г. с целью дальнейшего сотрудничества для решения актуальных вопросов в сфере инклюзивного образования, а также обмена опытом в данном вопросе. Кроме того, нашему сотруднику была проведена ознакомительная экскурсия, раскрывающая вопросы организации доступной среды учебных корпусов и общежития данного университета. Наш центр благодарит сотрудников ГУИМЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана за разработку программ повышения квалификации и за содействие в создании безбарьерной архитектурной среды в образовательных учреждениях. |
|
31 октября 2016 года во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга прошла научно-практическая конференция «Здоровье молодежи», в которой приняли участие сотрудники ЦСИО и студенты Университета ИТМО. Конференция проводилась в рамках реализации Проекта «Здоровые города» в Санкт-Петербурге. Среди участников конференции были молодые люди, заинтересованные в сохранении своего здоровья и создании условий для улучшения здоровья всех жителей нашего города, представители общественных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, научного сообщества, бизнеса.
Китаев Дмитрий, инженер ЦСИО, выступил с докладом «Медицинская грамотность», в котором сделал акцент на социальной ответственности молодежи, их роли в формировании установок для учащихся школ и т.д. По итогам конференции были выработаны конкретные предложения по мерам, которые следует предпринять для улучшения здоровья молодежи России, созданы инициативные группы для реализации данных предложений. Всё начинается с нас самих, проявляйте активность и вносите свой вклад в развитие города и нашего общества. Если Вы хотите принять участие в проекте "Здоровые города", можете обратиться в Центр сопровождения инклюзивного образования (315-43-76). |
|
27 октября в рамках проведения конференции «Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде» сотрудниками ЦСИО был организован круглый стол на тему: «Толерантность как аксиологический принцип межкультурной коммуникации в инклюзивном образовании». Среди участников были представители университета ИТМО: профессор политехнического университета Петра Великого; преподаватели педагогического колледжа №1 им. Н.А.Некрасова; представители государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова и др. |
Участники обсуждали тенденции развития толерантности по отношению к людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через анализ государственной системы образования. В частности, были рассмотрены вопросы о роли и месте толерантности в профессиональной этике инклюзивного образования, представлен опыт реализации инклюзивной практики в России и за рубежом, а также раскрыт феномен социальной толерантности как основополагающего принципа инклюзивного образования в вузе. |
Все присутствующие на данном мероприятии пришли к выводу о том, что реализация программы «Доступная среда» является одним из важнейших факторов, воздействующих на общественное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Миссия инклюзивного образования заключается в воспитании толерантного отношения социума к людям с инвалидностью. И основной задачей в этом аспекте является духовное развитие подрастающего поколения и формирование высоких нравственных качеств, предусматривающих проявление открытости, доброжелательности, милосердия, терпимости, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Таким образом, данное направление способствует успешной социальной адаптации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. |
|
22 сентября сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования посетили Пятый Петербургский Форум оториналарингологов России и Четвертый Всероссийский Конгресс по слуховой имплантации с международным участием. В программу данного Форума были включены научные доклады, семинары и мастер классы, посвященные новейшим тенденциям в реабилитации людей с нарушенным слухом. Обсуждались проблемы слуховой депривации (невозможность хорошо слышать) и пути их решения, а также вопросы адаптации и повышения качества жизни глухих и слабослышащих людей. На выставке были продемонстрированы различные виды усовершенствующих слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, которые улучшают понимание речи. На этом мероприятии наш Центр познакомился с представителем компании «Исток-аудио», которая занимается реализацией проектов по Доступной среде во всех регионах России. Специалист данной компании посетит наш университет с целью консультирования по вопросам создания безбарьерных условий обучения для инвалидов по слуху. |
В начале сентября в г. Стокгольм (Швеция) прошел 46-ой Европейский конгресс по когнитивно-поведенческой психотерапии с участием свыше 800 специалистов со всего мира. От нашего университета в конгрессе участвовал психолог Центра сопровождения инклюзивного образования Алена Джумагулова. В связи с тем что в нашем университете идет программа по формированию доступной среды и сопровождению инклюзивного образования, специалисты нашего центра участвуют в международных мероприятиях для обеспечения высокого качества предоставляемых услуг инвалидам и студентам с ограниченными возможностями здоровья. Конгресс представлял собой линейку мастер-классов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, их болью, а также по сопровождению людей с хроническими заболеваниями.
В рамках конгресса проводились следующие научные симпозиумы и мастер-классы: изучение жизнестойкости людей после перенесенных заболеваний; психологическая работа с людьми, перенесшими физическую или психологическую травму; психологическое консультирование при тревоге и депрессии, а также другие мероприятия.
Члены конгресса отметили, что в наше время необходимо уделять особое внимание развитию дистанционной психологической помощи через интернет, так как она является наиболее удобным и востребованным способом адаптации и поддержки студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья.
В заключении хочется отметить, что результаты исследований психологических механизмов протекания болезни и применения соответствующих техник психологической работы (которые были представлены участниками конгресса) позволяет повысить качество жизни студентов с ОВЗ, адаптироваться в Вузе, сдавать сессию вовремя и рассчитывать на высококвалифицированную работу в будущем.
Сотрудники ЦСИО Гнездилова С.А. и Куприянов Д.В. вместе со студентами кафедры Мехатроники Лукиным Е.А. и Мешковым А.В. опубликовали статью «Использование аддитивных технологий в обеспечении инклюзивного образования» в сборнике «Достижения и перспективы развития науки», научно-издательского центра Аэтерна, г. Уфа, 2016 г., стр. 63-67. Данная статья описывает важность разработки средств, необходимых для восприятия учебного материала слепыми и слабовидящими студентами в образовательном процессе. Статья содержит фотографии выполненной на шрифте Брайля мнемосхемы, существенно облегчающей воспроизводство графической информации. |
Сотрудник ЦСИО, Куприянов Дмитрий — аспирант кафедры мехатроники, cовместно со студентами этой кафедры, Лукиным Александром и Мешковым Алексеем, приняли участие в V Всероссийском конгрессе молодых ученых IX сессии научной школы «ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ И ТОЧНОСТИ В ПРИБОРОСТРОЕНИИ» в Университете ИТМО с презентацией на тему «Использование аддитивных технологий в процессе инклюзивного образования. В докладе было рассказано о процессе создания методики проектирования и изготовления тактильных мнемосхем с использованием средств САПР и 3D-печати. Данная технология актуальна для развития инклюзивного образования, так как люди с серьезными нарушениями зрения испытывают трудности при восприятии графического материала такого, как графики, таблицы и т.д. С помощью САПР и 3D-печати появляется возможность передать данный вид информации категории людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Сотрудники Центра принимали участие в XLV научной и учебно-методической конференции в подсекции 5 "Лучшие практики в образовании" с докладом "Направления развития инклюзивного образования в Университете ИТМО" Гнездилова С.А., Мухаметшина А.В.