Перейти к содержимому страницы.

Конференции, публикации 2017

7 и 8 ноября сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования приняли участие в  международной научно-практической конференции «Учебно-методическое обеспечение вузовского образования лиц с нарушениями зрения: поиск общих нарушений». Организаторами конференции выступили ― РГПУ им. А.И. Герцена, Ассоциация производителей и пользователей образовательных электронных ресурсов (АППОЭР) и издательство «Лань».

7 ноября состоялось пленарное заседание и секция «Проектирование, реализация и учебно-методическая поддержка адаптированных образовательных программ для студентов - инвалидов по зрению». Выступления преподавателей вузов, имеющих нарушения зрения, позволили раскрыть взгляд на трудности в процессе получения образовании изнутри и дали более точное представление о проблемах в области образования людей с нарушениями зрения. Также, директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор выступил по поводу современных проблем инклюзивного образования и путей их преодоления. Доклады директора Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих О.Ю. Устиновой и директора издательства «Лань» А.В. Никифорова касались вопросов обеспечения информационными и учебно-методическими материалами, адаптированными под потребности слабовидящих и незрячих.

8 ноября на секции «Современные технологические решения и программные разработки, способствующие эффективному учебно-методическому обеспечению вузовского образования лиц с нарушениями зрения», которую курировали заместитель директора Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Александровна Морозова и главный редактор журнала «Университетская книга» Елена Николаевна Бейлина, обсуждались вопросы современных технологический решений и программных разработок, обеспечивающих безбарьерный доступ к вузовскому образованию. В рамках секции были представлены такие проекты, как: мобильные приложения ЭБС «Лань» и «IPRBooks»,  проект «Аудиоучебник», волонтёрский проект -  аудиоподкаст.

Конференция завершилась работой дискуссионной площадки «Инклюзия в высшей школе: решения технологические и человеческие». Участники дискуссии обсудили необходимость изучения шрифта Брайля, узнали о том, с какими трудностями в ходе обучения ежедневно сталкиваются студенты с нарушениями зрения, и вместе попытались найти пути решения проблемы включения студентов-инвалидов по зрению в жизнь общества.

  


26 октября состоялся II Чемпионат «Абилимпикс» Санкт-Петербург – 2017, в котором сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО приняли непосредственное участие. На семинаре «Актуальные проблемы профориентации, обучения и трудоустройства студентов с инвалидностью» выступали представители ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», коррекционных школ, сотрудники Центра развития инклюзивного образования Университета ИТМО. Рассматривались типичные ошибки при выборе профессий, модель профориентационной работы с обучающимися в коррекционной школе, другие проблемы профориентации и пути их решения. Как отдельную сложность отмечали отсутствие информации в учреждениях о заболеваниях учащегося, которые могут являться противопоказаниями для освоения той или иной профессии. Социальный педагог Митрошина Дарья и психолог Джумагулова Алена нашего центра освещали вопросы перспектив трудоустройства людей с инвалидностью, получающих профессиональное образование.

В продолжение семинара можно было понаблюдать за конкурсами по нескольким компетенциям, в которых участвовали ребята с инвалидностью: лозоплетение, флористика, «портной» и т.п. Также люди с инвалидностью давали мастер-классы по профессиональному мастерству массажа, резьбы по дереву, лечебного дела и т.д.

В заключение Чемпионата был открыт круглый стол «Индивидуальная реабилитация как механизм реализации права инвалида на получение профессионального образования». В обсуждении принимали участие Комитет по образованию, Комитет по социальной политике, представители образовательных учреждений (школ, колледжей, университетов) и другие. В процессе дискуссии обсуждались вопросы об изменениях в законодательстве в плане развития инклюзивного образования, о готовности и мотивации ребят с инвалидностью к трудовой деятельности, об особенностях их приёма в профессиональные образовательные учреждения и повышении квалификации педагогов, о системе непрерывного образования и необходимости планомерного профориентирования. По итогам круглого стола были вынесены предложения по решению данных задач и взаимодействии между представителями комитетов. 

  


Сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО Китаев Дмитрий посетил VIII Международную конференцию Российской ассоциации высшего образования «Университеты, меняющие себя и мир» 19–21 октября 2017. Ключевой темой для пленарных дискуссий и специальных мероприятий данной конференции выступило высшее образование в постоянно меняющихся условиях общественной жизни.

Инклюзивное образование меняется вместе с университетами. Приоритетным является осмысление подхода к инклюзии в университетской среде, его достоинств и недостатков, новых технологий и практик. Новые формы образования, например, массовые образовательные он-лайн курсы, и их интеграция в учебный процесс, тенденции к формированию исследовательских и предпринимательских форм организации университетского управления, можно ли назвать университет образовательной корпорацией, студенты в меняющемся университете и т.д. Все эти вопросы обсуждались на конференции.

 


20 октября прошла мероприятие, посвящённое здоровому питанию студента. Встречу совместно организовали Центр сопровождения инклюзивного образования и Центр социальной поддержки обучающихся.

Умение правильно питаться является важным компонентом здоровьесбережения, так как от него зависит рост, жизнедеятельность и развитие человека.   Студенческая пора - это очень тяжелый этап в жизни человека, поэтому многие студенты не задумываются о питании. В связи с этим, важно проводить подобные встречи именно с данной категорией слушателей.

На мероприятии студенты узнали о том, как распределять своё питание, сколько на самом деле пить воды и кофе, как распределены белки, жиры и углеводы. Такая информация, безусловно, важна. Но в вечной спешке, забываясь, студенты не успевают готовить еду, а уж помнить про правила здорового питания совсем некогда. Поэтому мы рассказали студентам, что как они думают о себе, о своём внутреннем «Я», так же необходимо думать о теле. Мы обратили их внимание на то, что тело, тоже наша часть и как важно прислушиваться к своему организму.

В завершении встречи, студенты узнали не только факты о здоровом образе жизни, но и развеяли некоторые мифы о питании.

 


25-26 сентября в Санкт-Петербурге проходил IV Всероссийский конгресс «Оказание помощи семьям с тяжелобольными детьми. Новые возможности». Организаторы Конгресса впервые решили пригласить высшую образовательную организацию, практикующую инклюзию  в вузах. Их выбор остановился на нашем центре. ЦСИО также участвовал на выставке данного Конгресса «Социальное партнерство в сфере помощи детям с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями и их семьям», во время которой сотрудники рассказывали об особенностях инклюзивного образования в вузах и сузах, а также выдавали раздаточный материал.

В программе Конгресса обсуждались различные тематические дискуссии по вопросам организации помощи детям с инвалидностью и их семьям. Например, методист ИМЦ Московского района, рассказывала о специфике организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представители  кафедры возрастной психологии и педагогики семьи в рамках круглого стола «Семья и ребенок с ОВЗ в современном образовании» делали доклады на тему «Психологическая безопасность в условиях инклюзивного образования», «Особенности самоотношения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» и др.

Нас заинтересовал вопрос профессионального обучения людей с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Были получены квалифицированные ответы от кандидата медицинских наук, доцента СЗГМУ им. Мечникова, И.В. Добрякова.

   


 

14 сентября в Центре импортозамещения и локализации (Ленэкспо) сотрудники ЦСИО Университета ИТМО посетили конференцию «Санкт-Петербург – «город без барьеров»: успехи и проблемы в достижении цели» при участии вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Николаевича Албина. В ней приняли участие представители комитетов администрации города, общественных организаций и другие специалисты.

Представители общественных организаций констатировали тот факт, что за последние два года в Санкт-Петербурге значительно улучшилась работа по созданию безбарьерной среды. Для контроля над реализацией мероприятий создана общественная инспекция МРОО «АВИП», 22 инспектора которой уже работают в 8 комитетах городской администрации.

Одним из важнейших аспектов, обсуждаемых на конференции, стала доступность инклюзивного образования. Не раз упоминались такие проблемы, как:

  • мотивация специалистов к реализации инклюзивного образования;
  • взаимодействие организаций, обеспечивающих доступность образовательного учреждения;
  • использование неадекватного условиям оборудования;
  • перечень документации, подтверждающей качество специализированного товара;
  • экспертиза и оценка качества доступности инклюзивного образования.

По итогам обсуждения проблем доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, было выявлено единое мнение о необходимости тесного сотрудничествадля реализации взаимосвязи и конструктивной работы.

  


14-16 сентября сотрудники ЦСИО посетили I Национальный Конгресс с международным участием Реабилитация – XXI век: традиции и инновации. Данное мероприятие проходило при поддержке  Минтруда и социальной защиты РФ и  ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. Сотрудников ЦСИО в рамках Конгресса заинтересовал симпозиум «Обеспечение доступности объектов и услуг». Рассматривались вопросы доступности культурных объектов (в частности, было выступление ведущего специалиста отдела социокультурных коммуникаций Русского музея «Музей как доступная среда в социально-культурной реабилитации людей с инвалидностью»), участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов доступности объектов и услуг, формирование доступности информационной среды вуза, на примере, Кемеровского государственного университета.

В заключение, симпозиума были озвучены результаты мониторинга выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

В рамках данного Конгресса также проходила выставка оборудования медицинской техники для реабилитации, водолечебного оборудования, решения для телемедицины и т.п.

  


В августе сотрудники ЦСИО посетили  интерактивную выставку «Мозг: вселенная внутри нас».

Выставку открывала самый известный психолингвист России Татьяна Черниговская  (советский и российский филолог, учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор).

Данная выставка дает  возможность узнать, как выглядят нейронные сети и понять, как работают органы чувств, а также поуправлять нейроинтерфейсами

Наши сотрудники увидели работу клеток мозга днём и ночью и узнали об устройстве основных отделов мозга. С помощью тренажёров они проверили активность работы своего головного мозга, управляли предметами «силой мысли».

Кроме этого, помимо экспонатов в зале демонстрируется  научно-популярный фильм, который рассказывает о развитии головного мозга, начиная с зарождения эмбриона.  Важно отметить, что развитие нейронных связей головного мозга зависит от самого человека: от книг, которые он читает; от музыки, которую он слышит, и самое главное – от образа жизни в целом.

   


В июле сотрудники ЦСИО посетили музей гигиены с целью более успешной реализации плана по созданию здоровье сберегающей среды в Университете ИТМО.

Музей был открыт в 1919 году и располагается в одном из кварталов старого Петербурга, во дворце просветителя и мецената И.И.Шувалова (на данный момент помещение Городского центра медицинской профилактики). Экспозиция Музея гигиены дает возможность ознакомиться с самыми разными аспектами охраны здоровья. 

Основное предназначение музея гигиены – пропаганда здорового образа жизни, информирование о достижениях современной медицины,  физиологии и анатомии человека, профилактика многих распространенных заболеваний. Музей гигиены – это несколько залов, наполненных самыми разнообразными экспонатами. Многочисленные наглядные пособия, анатомические препараты, рисунки, схемы иллюстрируют развитие патологических процессов.

Сотрудники ЦСИО познакомились не только с профилактикой многих заболеваний, но и с методами защиты от стресса и сбалансированного питания. Экскурсовод рассказала несколько любопытных фактов из истории развития такой науки, как гигиена. Кроме того, в зале  можно посмотреть видеоролики о здоровье и различные исторические экспонаты, которые демонстрируют некоторые структуры организма человека и того, что мы используем в жизни, например:  мыло, одежда, расчёски, а также продукты питания, необходимые для здоровья человека. 

    


31мая  состоялся круглый стол в рамках проекта «Design Together» (пилотная инициатива по созданию креативного центра трудоустройства людей с особыми потребностями с использованием шведской модели Фонда  «Инути») на площадке комплекса «Мир на ощупь».

Среди участников присутствовали: Д.В. Ахутина, почетный председатель Ассоциации «Норден», инициатор проекта «Design Together»; Н.А Рогачев, заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга; Т.И. Бастич, руководитель подразделения практики и содействия трудоустройству, профессионально-реабилитационный центр; М.Н. Лучникова, начальник отдела содействия трудоустройству граждан, агентство занятости Василеостровского района, а также представители организаций, на базе которых потенциально можно попробовать внедрить шведский опыт.

Сотрудники Центра узнали о деятельности Фонда Inuti, главной задачей которого является предоставление возможности каждому раскрыть свой творческий  потенциал через труд. Фонду принадлежит 4 студии в центре Стокгольма, где под  началом профессионального художественного руководителя происходит работа с живописью, скульптурой, текстилем, графикой, фото, инсталляциями, перформансами и т.д. Одаренные люди, имеющие интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра, имеют возможность выставлять свои работы и общаться с аудиторией.  Посредством работы Фонда, они  также оказываются вовлеченными на рынок труда: им оказывается помощь в поиске контрактов и юридическое сопровождение продажи их работ.

Аудитории слушателей были представлены произведения искусства, выполненные в студиях и мастерских г.Санкт-Петербурга людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В заключении мероприятия все участники круглого стола прошли ознакомительные экскурсии в звуковой и тактильной комнатах проекта «Мир на ощупь».

  


С целью формирования здорового образа жизни в Университете ИТМО проводятся различные мероприятия, направленные на то, чтобы как можно больше людей задумалось насколько важно и ценно здоровье и как нужно себя вести, чтобы сохранять его не только себе, но и окружающим.

Так, весной в стенах нашего университета был проведён День здоровья, доступный для всех желающих.   Кафедрой физического воспитания и валеологии при поддержке Центра сопровождения инклюзивного образования были организованы соревнования с целью пропаганды спорта и физической культуры среди обучающихся. Мероприятие прошло на двух площадках Университета ИТМО: пер. Вяземский 5/7 и ул. Ломоносова, д.9. Студенты участвовали в следующих состязаниях: дартс; настольный теннис; бильярд; стритбол на низком щите; стрельба из винтовки стоя с упором на локтях; эстафеты с различными видами инвентаря. Заняв почётные места, студенты были награждены памятными подарками и грамотами.

 


В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете 27-28 апреля в рамках XII Международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» были открыты круглые столы: «Развитие общего образовательного пространства государств-участников СНГ» и «Инклюзивное образование», в которых принял участие Центр сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО. Также в работе конференции приняли участие российские и зарубежные ученые, руководители и специалисты государственных и коммерческих организаций, преподаватели, консультанты, эксперты, аспиранты.

Актуальные проблемы инклюзивного образования были рассмотрены с позиций современных образовательных технологий, текущего законодательства России, а также профессиональной подготовки и реабилитации студентов с инвалидностью. В процессе работы круглых столов на обсуждение были вынесены вопросы образовательных потребностей и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, завершение круглых столов, объединённых темой инклюзивного образования, сошлось на активизации сотрудничества организаций для создания, в первую очередь, оптимальных методологических основ в реализации инклюзивного образования.


26 апреля сотрудниками ЦСИО был проведён тренинг «Профилактика профессионального выгорания» для сотрудников факультета СПО в целях реализации здоровьесберегающей среды в Университете ИТМО. Тренинг был направлен на выявление признаков  профессионального выгорания и их устранение.

На тренинге был выявлен основной фактор риска: стресс. Используя ролевую игру, сотрудники смогли почувствовать себя в различных ипостасях: студента, родителя и педагога в ситуации конфликта. Таким образом, рассматривая ситуацию с разных сторон, у сотрудников появилась возможность снизить уровень стресса и адекватно разрешить конфликт. Также в процессе обсуждения были выявлены проблемы вербализации эмоционального состояния, которые разрешились путём поиска альтернативной замены негативного мышления на менее экспрессивные виды высказываний.

В завершение тренинга сотрудники факультета отметили снижение внутреннего напряжения, были развеяны мифы о профессиональном выгорании, а также установлены способы снижения факторов риска, способствующих ему. 


24 апреля ЦСИО принял участие в ярмарке вакансий для людей с ограниченными физическими возможностями, организованной Службой занятости населения Санкт-Петербурга. Ярмарки вакансий являются одним из самых эффективных мероприятий политики занятости. Включение вакансий не только рабочих, но и учебных мест намного расширило возможности людей, интересующихся занятостью.

ЦСИО обсудил вопросы особенностей обучения и дальнейшего трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями.

Наиболее частыми вопросами для обсуждения оказались:

  • возможность поступления на бюджет бакалавриата и магистратуры;
  • документы, необходимые для поступления;
  • ассистирование на вступительных экзаменах и особенности их проведения;
  • помощь, оказываемая Центром сопровождения инклюзивного образования    в процессе обучения;
  • материально-техническое оснащение Университета ИТМО;
  • сопровождение людей с нарушениями зрения;
  • получение второго высшего образования;
  • трудоустройство студентов и выпускников с инвалидностью.

 По итогам ярмарки вакансий, сотрудники центра сопровождения инклюзивного образования отметили высокую заинтересованность будущих абитуриентов и студентов с инвалидностью в трудоустройстве и дальнейшем повышении квалификации, а также необходимость в сотрудничестве и обмене опытом у многих организаций для создания комплексной системы сопровождения людей с инвалидностью. 

  


19 и 21 апреля 2017 года Университет ИТМО объединил представителей различных образовательных организаций, внедряющих и развивающих инклюзивное образование в России. В стенах университета состоялись открытые лекции профессора Университета Ювяскюла (Финляндия)Timo Saloviitaa, на тему "Ценности инклюзивного образования и опыт Финляндии в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья". Организатором данного мероприятия выступил Центр сопровождения инклюзивного образования.  Основные научные интересы Профессора Timo Saloviitaa сконцентрированы на социализацию людей, имеющих ОВЗ через три направления: инклюзивное образование; поддержка в поиске работы и оказание помощи на дому. Им написаны несколько книг по методике совместного обучения и совместного преподавания в инклюзивной образовательной среде.

На лекции профессор Timo Saloviitaa поделился опытом в части материально-техническое обеспечения инклюзивного образования школ и вузов в Финляндии и раскрыл результаты исследования ценностей инклюзивного образования в Италии.

В ходе данного мероприятия ЦСИО рассказал о направлениях своей работы в данной сфере и продемонстрировал технические разработки, которые предназначены для облегчения образовательного процесса.

Лекции проводились в интерактивной форме, профессор предлагал участникам темы дискуссий во время мероприятия. В то же время, присутствующие задавали вопросы  лектору. Так, например, у Timo Saloviitaa спрашивали, как изменилась доступная среда в вузе после внедрения средств адаптации для инвалидов; проводится ли с преподавателями Италии и Финляндии, работающими с лицами с ОВЗ, работа по профилактике эмоционального выгорания; работают ли преподаватели поддержки в университетах Финляндии и сколько детей с инвалидностью приходится на таких педагогов в Италии. Кроме того, вызвала интерес формула развития инклюзии и взгляды американских преподавателей на инклюзию. Сотрудникам нашего центра задавали вопросы: какие услуги оказывает наш Центр в период приемной кампании и какие социальные мероприятия со студентами проводились в этом учебном году.

    


 

13 апреля 2017 Китаев Дмитрий посетил совместную сессию Россия-Совет «Обеспечение качественного инклюзивного образования: подходы и опыт реализации», которая проводилась  в рамках 4-го Московского международного салона образования. Организаторами выступили: Международный Департамент Министерства образования и науки Российской Федерации, Европейский учебный институт при Московском государственном институте международных отношений, Совет Европы. Международный статус данного мероприятия позволил реализовать основную цель сессии – поиск наиболее эффективных подходов в реализации политики инклюзивного образования, позволяющих с помощью образовательных программ раскрыть каждого ученика/студента.

В программу мероприятия были включены секции разных направленностей. Так, обсуждались вопросы: эффективные методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; инклюзия: этап становления; факторы, обеспечивающие психологическое благополучие людей с инвалидностью и т.д.

Ведущие российские и европейские специалисты в ходе дискуссии определили, что инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех людей вне зависимости от особенностей нужд, так как основной качественного инклюзивного образования является отсутствие какой-либо дискриминации, создание особых условий для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. 

  


12 апреля 2017 года сотрудники ЦСИО посетили XII Международный форум «Старшее поколение». В рамках данного форума обсуждались вопросы адаптации, поддержки и здоровья людей с ОВЗ в современном обществе. На сессии «Среда жизни равных возможностей» рассматривались такие темы, как создание среды информационной доступности для глухих и слабослышащих, доступная среда города, создание благоприятной среды для профессиональной инклюзии, оказание социальных услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Также сотрудники ЦСИО ознакомились с выставочными стендами компаний, занимающихся помощью для лиц с инвалидностью и ОВЗ. На выставке были представлены средства для реабилитации и адаптации жилых и рабочих помещений. Например, одна из компаний Финляндии демонстрировала специальную линейку мебели, разработанную для лиц с ограниченными физическими возможностями. Данную мебель можно использовать  в кабинете психологической разгрузки.

На выставке были представлены социальные службы, направленные на оказание помощи не только в домашней среде, но и в части перемещения по городу. 

12 апреля 2017 года сотрудники ЦСИО посетили XII Международный форум «Старшее поколение». В рамках данного форума обсуждались вопросы адаптации, поддержки и здоровья людей с ОВЗ в современном обществе. На сессии «Среда жизни равных возможностей» рассматривались такие темы, как создание среды информационной доступности для глухих и слабослышащих, доступная среда города, создание благоприятной среды для профессиональной инклюзии, оказание социальных услуг для лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Также сотрудники ЦСИО ознакомились с выставочными стендами компаний, занимающихся помощью для лиц с инвалидностью и ОВЗ. На выставке были представлены средства для реабилитации и адаптации жилых и рабочих помещений. Например, одна из компаний Финляндии демонстрировала специальную линейку мебели, разработанную для лиц с ограниченными физическими возможностями. Данную мебель можно использовать  в кабинете психологической разгрузки.

На выставке были представлены социальные службы, направленные на оказание помощи не только в домашней среде, но и в части перемещения по городу. 

 


С 29 по 31 марта 2017 проходила Всероссийская научно-практическая конференции «Инклюзивное образование: индивидуализация образовательных траекторий обучающихся с особыми образовательными потребностями» в рамках Петербургского международного образовательного форума.

Данная конференция была посвящена вопросам повышения качества общего и профессионального образования (профессионального обучения) детей с особыми образовательными потребностями при реализации инклюзивного образования.

На секциях обсуждались важные темы, касающиеся реализации индивидуального подхода в инклюзивном образовании. Благодаря конференции, наш Центр расширил взгляды на решение некоторых практических дилемм инклюзии в высшем и среднем профессиональном образовании, а также установил контакты с различными организациями  для обмена опытом и создания совместной систематической работы. 

Сотрудники Центра выступили на секции «Профориентация и развитие профессиональной направленности у обучающихся с ОВЗ и особыми образовательными потребностями» с докладами на темы: Джумагулова А.Ф., Мухаметшина А.В., Митрошина Д.Н. «Методика профориентации обучающихся с ОВЗ в техническом вузе» и  Гнездилова С.А., Китаев Д.Г. «Профессиональная этика преподавателя при взаимодействии с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Докладчики поделились с присутствующими опытом проведения профориентационных мероприятий студентов, имеющих ОВЗ, в нашем вузе и отметили решающую роль профессиональной этики преподавателя в социализации и профессиональном становлении обучающегося с ОВЗ.  

  


С 21 по 24 марта  в Университете ИТМО проходила Неделя здоровья. Студенты смогли поучаствовать в различных мастер – классах и тренингах, посетить ретро выставку агитплакатов  «САНПРОСВЕТ», а также пройти тест физиологического здоровья, который сообщил об особенностях их организма.  (фото 1,2)

Тренинг "Психология общения" прошел 20 марта в кабинете психологической разгрузки 1411 для студентов университета ИТМО. У участников большой интерес вызвали темы отношений в паре и отношений в семье. Присутствующие рассмотрели отличия личных от формальных отношений, способы уверенного выражения позитивных и негативных эмоций, а также поведение в сложных личных ситуациях. Слушатели отметили практическую полезность тренинга и приятную психологическую обстановку. Студенты выразили желание участвовать в психологических тренингах на разные темы отношений и общения в группе и в дальнейшем.

 

Интерактивные лекции «Профилактика туберкулеза» и «Секреты манипуляций: табак» проводили приглашенные специалисты из СПбГБУЗ «Городского противотуберкулезного диспансера № 8» и Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив «Общее дело». Как оказалось, не все студенты были осведомлены об особенностях проявления и протекания туберкулеза. Некоторые усомнились во вреде курения. Студенты мотивировали сомнения тем, что раз уж нередко встречаются курящие медики, то значит вред от курения невелик. Споры также возникли вокруг того, склонно ли население России употреблять спиртные напитки в большем количестве, чем население остальных стран и есть ли польза сухого закона. Несмотря на споры и разногласия, выходя из аудитории многие подходили к лекторам, чтобы сказать о пользе подобных встреч.

Значимость мастер-класса «Спорт и питание» определяется тем, что  набирающий популярность здоровый образ жизни, основанный на правильном питании, имеет множество особенностей, в которых трудно разобраться из-за большого количества информации. Поэтому данный мастер-класс имел своей целью рассказать об основах  правильного питания и сочетания его со спортом. На мастер-классе  "Спорт и питание" студенты развеяли мифы о питании, узнали некоторые особенности нашего организма,  разобрали основы снижения веса и набора мышечной массы, а также обсудили спортивное питание и особенности его использования.

Так как наше здоровье неразрывно связано с физической активностью, на данной неделе здоровья были проведены спортивные мероприятия.

23 марта прошли соревнования по дартсу, а 24 марта – по волейболу. Дартс — игра универсальная. Она может быть и серьезным спортивным увлечением с участием в соревнованиях, и способом отдохнуть и развлечься в компании друзей. Дартс помогает снять напряжение, расслабиться и выплеснуть накопившиеся эмоции. В игре 23 марта участники выполняли десять попыток по три броска. В соревнованиях приняли участие студенты 11 факультетов.

В отличие от соревнований по дартсу, волейбол сидя проводился в нашем Университете впервые, в рамках Недели здоровья Университета ИТМО. Это паралимийский вид спорта. В него могут играть все желающие, независимо от состояния здоровья. Команда студентов сражалась со сборной командой, состоявшей из преподавателей кафедры физического воспитания и валеологии. Все играли впервые, но, несмотря на это, игра получилась азартной и увлекательной. Команда студентов победила преподавателей в трёх сетах!

Все студенты, которые принимали участие в мероприятиях Недели здоровья были награждены призами с символикой Университета ИТМО и грамотами за участие!


Сотрудники ЦСИО посетили Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвященную 70-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, профессора Л.М.Шипициной, «Специальная психология и педагогика в современных социокультурных условиях: научная школа Л.М.Шипициной», которая проходила в  Институте специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга в период с 1 по 3 марта 2017.

На конференции обсуждались вопросы социализации и социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и перспективы специального образования, психолого-социальная поддержка людей с инвалидностью, психологические аспекты инклюзивного образования. Проведены круглые столы и мастер-классы по передаче практического опыта ведущих образовательных организаций Санкт-Петербурга в обучении людей с различными нарушениями. Особое внимание привлек доклад «Коррекция – интеграция – инклюзия: плюсы и минусы советского и постсоветского периода». 

На данном мероприятии приняли участие профессионалы. Благодаря педагогам, преданным своему делу, инклюзивное образование в России расширяется и развивается. Об этом говорит широкая география преподавателей, психологов и методологов, которые посетили конференцию.

     


2 февраля 2017 г. ЦСИО проводил подсекцию «Формирование готовности преподавателей к работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья» в рамках XLVI  научной и учебно-методической конференции Университета ИТМО.

Были приглашены специалисты в области инклюзивного образования из Московского городского психолого-педагогический университета, Политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Санкт-Петербургского государственного университета.

   

На данной подсекции были освещены такие темы, как международный и российский опыт внедрения инклюзивного образования и здоровьесберегающие технологии в вузе. Докладчиками подробно были раскрыты принципы и реализация инклюзивного образования в России и Германии, перечислены условия социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ в образовательном процессе технического вуза и освещены основные направления организации здоровьесберегающей среды в профессиональном инклюзивном образовании.

Слушателей подсекции заинтересовали проблемы совмещения дистанционного и аудиторного обучения,  связи с общими и коррекционными школами, а также совместные мероприятия студентов с инвалидностью и обучающихся без нарушения здоровья.

В ходе дискуссии на подсекции по вопросам инклюзивного образования были выделены основные направления развития профессионального инклюзивного образования.

В завершении мероприятия директор ЦСИО вручила благодарности за представленные доклады.