Перейти к содержимому страницы.

Конференции, публикации сентябрь - декабрь, 2018

31 октября 2018г. прошла городская научно-практическая конференция  «Условия творческой и академической успешности детей с ограниченными возможностями здоровья».  Цель конференции: совершенствование научных знаний и практического опыта по созданию условий, способствующих творческой и академической успешности детей с ограниченными возможностями здоровья. К участию в конференции был приглашён широкий круг заинтересованных специалистов общего, дополнительного образования и профессионального образования, ИМЦ, представители ВУЗов Санкт-Петербурга; представители администрации образовательных учреждений общего и дополнительного образования; педагоги, воспитатели, специалисты воспитательных служб и служб сопровождения учреждений различных типов, заинтересованные представители общественных организаций и представители родительской общественности.

Первым был представлен доклад Макарьева Игоря Сергеевича «Дифференциальная диагностика особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Игорь Сергеевич раскрыл в своём докладе психологические основы взаимодействия педагога и обучающегося с инвалидностью. Важной особенностью являлась разработка методической основы выявления особых образовательных потребностей: был освещён опыт их определения, классификация и непосредственно конструирование и адаптация методики выявления потребностей.  Особое внимание было уделено содействию ЦСИО в разработке данной методики.

Директор ЦСИО, Гнездилова Светлана Александровна, выступила с докладом «Развитие инклюзивного образования в Университете ИТМО». В данном докладе были освещены основные пути развития инклюзивного образования в университете.

Видановой Юлией Игоревной был представлен доклад «Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» как условие обеспечения профессиональной успешности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». В данном докладе прослеживалась история конкурса, а также задачи на предстоящий год. Юлия Игоревна отметила, что впервые соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов прошли в Японии в 1953 году. Впоследствии эти соревнования стали международными. Данные мероприятия проводятся Международной Федерации Абилимпикс с 1972 года и объединяют уже 46 стран. C 2014 года Россия присоединилась к странам-участникам Абилимпикса. Конкурс проводится в 45 компетенциях для студентов и молодых специалистов, а также в 6 компетенциях для школьников. В городах России создаются региональные центры движения Абилимпикс. Юлия Игоревна также подчеркнула, что данный конкурс не только позволяет вырасти профессионально, но и помогает встретиться с потенциальными работодателями, которые могут заметить усердия и талант конкурсантов.

Также на конференции прозвучал доклад Высоцкой Златы Сергеевны «Система комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ресурсов дополнительного образования».  В докладе освещался вопрос сопровождения родителей  детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. В работе с ними активно используются психокоррекционные и развивающие технологии, тренинговые формы работы, направленные на формирование эффективного взаимодействия. Системное психологическое сопровождение родителей позволяет решить задачи полноценного развития всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

В процессе научно-практической конференции  был освещён и локальный опыт некоторых организаций по созданию социально значимых проектов в инклюзивном образовании: городской фестиваль инклюзивного художественного творчества для детей и юношества «Вера. Надежда. Любовь», сетевой проект «Дополнительное образование – путь к равным возможностям».


29.10.2018 г. в РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена состоялся вебинар «Адаптированные образовательные программы для студентов-инвалидов: опыт и проблемы разработки и реализации», посвященный подходам к адаптации образовательных программ для студентов с инвалидностью и ОВЗ по различным направлениям подготовки. Для участия были приглашены представители Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В ходе вебинара докладчиками были раскрыты подходы образовательных программ для студентов с инвалидностью и ОВЗ по различным направлениям подготовки. Докладчик отметила основные отличия обычной основной профессиональной образовательной программы (ООПОП) от адаптированной (АОП): в АОП необходима адаптация всех дисциплин учебного плана и введение адаптационных дисциплин (модулей, блоков).  Также были озвучены следующие пункты: порядок разработки АОП, существующие формы и методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, рекомендуемые формы контроля и оценки результатов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, а также способы включения адаптационных дисциплин в ОПОП ВО.

В заключении вебинара докладчиками было показано, как можно использовать электронные технологии для проведения учебной практики на примере дистанционной экономической игры.


25 октября специалист по учебно-методической работе ЦСИО, Митрошина Дарья Николаевна,  приняла участие в работе межрегионального семинара «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования» на базе ГБОУ школы №593 Невского района СПб. Были рассмотрены следующие вопросы:

 

Также, на семинаре было организовано посещение практических занятий в инклюзивных классах и экскурсия по школе, позволяющая ознакомиться с её инклюзивным пространством, в частности, с материально-техническим обеспечением.Важно отметить, что отличительной чертой семинара было представление всех ступеней инклюзивного образования: от детского сада до учреждений профессионального обучения. Это позволило говорить о системе непрерывного образования и, таким образом, обменяться мнениями и опытом.


23-25 октября 2018 в г. Москва была организована  IX Международная Российская конференция исследователей высшего образования (конференция ИВО) «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями» при «Ассоциации исследователей образования» Высшей школы экономики (г.Москва). Конференцию посетил сотрудник ЦСИО, Китаев Дмитрий.

На конференции в очном формате обсуждались многие актуальные вопросы в сфере высшего  образования. Особо интересной была тематика: интернационализация высшего образования, университеты и региональная экономика,  актуальность высшего образования, изменения в академической профессии,  университетское управление в условиях конфликта целей.

Докладчик Филип Альтбах (Philip G. Altbach) рассказал об исследовательских университетах и их специфике в современной культуре и экономике. Нуно Крато (Nuno Crato) (ранее был министр образования Португалии) поделился опытом реформирования высшего образования, описывая способы повышения рейтинга университетов.

Клячко Т.Л., д.э.н, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС сделала доклад о развитии университетов и непрерывности образования, индивидуальных траекториях обучения и диспозиции «слабый и сильный студент», а также об ожидаемых перспективах высшего образования в России.

На секции «Академическая и научная этика» Денисова-Шмидт Е.В. (Университет Санкт-Галлена, Швейцария) представила исследование об эффективности антикоррупционных и пропагандистских мер среди студентов российских вузов. Слушателями было ярко отмечено сообщение Заякина А.В. (одного из основателей  «Диссернет»),  в котором он осветил научную этику, проблемы системы научной аттестации в России и показал итоги пятилетней работы Диссернета.

Кроме того, на данном мероприятии обсуждались вопросы эффективности мировых и национальных рейтингов; итоги и перспективы программы «5-100»; вклад высшего образования в социально-экономическое развитие страны; концепты, подходы к высшему образованию в России и мире.

В течение конференции были презентованы различные книги, соответственные тематике конференции. Среди них сотрудник ЦСИО отметил следующие: «Глобальные перспективы высшего образования», выпущенная в серии «Вопросы образования», «Кейсы российских университетов 2017-2018гг.», отражающая современное состояние высшей школы, аспекты управления университетом, связи с работодателями и т.д

Конференция была проведена на высоком теоретическом и практическом уровне, очный формат диалога позволил организовать большое количество дискуссий среди участников.


23 октября 2018 года прошло социально-значимое мероприятие – Ярмарка вакансий для инвалидов. Организаторами выступили сотрудники Службы занятости населения при поддержке Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. 

Сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования регулярно участвуют в ярмарке вакансий для инвалидов, на которой представлены не только работодатели, но и образовательные организации, позволяющие в дальнейшем успешно трудоустроиться.  Были представлены более 500 вакансий, стажировок и обучения от ведущих предприятий и специализированных образовательных учреждений. У людей с инвалидностью была возможность встретиться со специалистами и задать интересующие вопросы напрямую.

Сотрудники ЦСИО проводили индивидуальные консультации по вопросам обучения людей с инвалидностью и ОВЗ в Университете в ИТМО. В основном у посетителей ярмарки возникали следующие вопросы:

Также специалисты ЦСИО обсудили с работодателями возможности трудоустройства студентов Университета ИТМО как в процессе обучения, так и по его окончанию.

 


22 октября РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена выступил организатором мероприятия регионального уровня по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью, онлайн мастер-класса «Технологии безбарьерного трудоустройства».  Среди участников данного мероприятия были представители Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ООО «Языки без границ», ООО ИКЕА. Докладчики поделились опытом практики содействия трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов.

Начальник отдела занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, рассказала о реализации услуг по профессиональной реабилитации инвалидов. В частности, были предложены способы решения правовых аспектов трудоустройства инвалидов, касающихся обязательного предоставления адаптированных рабочих мест для инвалидов: заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации; создание совместных рабочих мест 
по договоренности между несколькими работодателями и др. Также докладчиком были продемонстрированы примеры стажировок, которые предлагаются выпускникам – инвалидам, осуществляемые за счет бюджета Санкт-Петербурга, с целью их адаптации на открытом рынке труда.

Представители ООО «Языки без границ» описали свой опыт обучения людей с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата английскому языку, а также раскрыли особенности допустимых форматов сдачи международных экзаменов. Кроме этого, данным центром реализуется программа подготовки глухих и слабослышащих гидов для работы на русском жестовом языке в музейных пространствах Санкт-Петербурга.

Представитель площадки HeadHunter представила статистику предложений рынка труда для соискателей с инвалидностью. Как показывают данные, в 2018 году  больше всего вакансий предложено в сфере информационных технологий. Также докладчиком были озвучены основные требования к соискателям с инвалидностью от работодателей.

Представитель ООО ИКЕА рассказала о подходе данной компании к инклюзии. Они создают не только особые условия для сотрудников, имеющих инвалидность, но и помогают всему коллективу понять потребности людей с инвалидностью, проводя им различные тренинги, направленные на развитие компетенций в данной области.

В течение мероприятия докладчикам задавались вопросы, касающиеся трудоустройства выпускником с инвалидностью. Были обсуждены общие стратегии сопровождения данного процесса и т.д. В заключении мероприятия участники обменялись контактами.

 

 


11 октября 2018 г. в Правлении Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых состоялись общественные слушания на тему «Высшее образование без барьеров». Организатором данного мероприятия выступил Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В слушаниях приняли участие как представители Санкт-Петербургской региональной организации ВОС, региональных органов управления образованием и работников образовательных, реабилитационных и культурных учреждений Санкт-Петербурга, так и студенты, молодые специалисты из числа членов ВОС и родители детей-инвалидов.

Участники слушаний делились своим опытом обучения в системе высшего образования, предлагали конкретные решения проблем, с которыми могут сталкиваться студенты с инвалидностью. Например, было предложено включить в список обязательных технических средств реабилитации ТСР портативные адаптированные компьютеры, а также ввести адаптивные модули в образовательные программы, посвященные обучению ориентации в зданиях университета, и курсы по толерантности для всех студентов вуза с целью повышения их готовности к принятию однокурсника с инвалидностью.

Таким образом, в ходе данного мероприятия были рассмотрены вопросы общественно-государственного взаимодействия в сфере обеспечения доступности вузовского образования для молодых людей с инвалидностью.


Сотрудники ЦСИО приняли участие в работе Всероссийского конгресса с Международным участием «Женское психическое здоровье: междисциплинарный статус», который состоялся 8-9 октября 2018 года в Санкт-Петербурге в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева.

Были рассмотрены актуальные темы в рамках направлений работы и научных интересов сотрудников Центра. Одним из направлений является работа с родителями, где для решения различных ситуаций требуется понимание и учёт причинно-следственных связей в поведении и восприятии родителями вопросов, связанных с инклюзивным образовательным процессом. В настоящее время в связи с увеличением количества новорожденных с патологией развития, проблема хронического стресса родителей   детей с  ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Этот стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает деформирующее воздействие на психику всех членов семьи и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся жизненных стереотипов. В данном аспекте были рассмотрены такие доклады как: «Психологическое сопровождение матерей, воспитывающих детей с ОВЗ» Подурова Е.В., Попова Е.С., Фахретдинова Г.Р.; «Эмоциональное выгорание у матерей детей с хронической инвалидизирующей соматической патологией» Черная Ю.С. и прочие доклады. Докладчиками были продемонстрированы различные исследования в области влияния наличия нарушения здоровья детей на эмоциональное состояние их матерей. Также вызвали интерес доклады о заболеваниях и проблемах, распространённых среди молодёжи: нервная анорексия, нервная булимия, депрессивные расстройства и проблемы самореализации.

Таким образом, сотрудниками ЦСИО был собран актуальный материал, позволяющий углубить работу по некоторым вопросам инклюзивного образования.

 


17 сентября в РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена состоялся вебинар «Инклюзия в физической культуре студентов», посвященный психолого-педагогическим и   методическим вопросам организации инклюзивной учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов – инвалидов. Опытом организации адаптивной физической культуры со слушателями поделилась доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Октавьевна Филиппова.

Светлана Октавьевна начала своё выступление с перечисления нормативно-правовой базы, закрепляющей организацию адаптивной физической культура, а также проблем, с которыми сталкиваются преподаватели физической культуры: организация специальных занятий для студентов, обучающихся на разных факультетах и группах; широкий спектр заболеваний, по которым студенты имеют инвалидность, особые квалификационные требования к преподавателям, отсутствие интереса у студентов заниматься физической культурой и др. Для решения данных трудностей в РГПУ им. А.И. Герцена организована комплексная система работы на основе технологической карты, которая включает различные варианты организации практических занятий: учебные занятия по расписанию, группы выходного дня и физическо-оздоровительные выезды. Таким образом, студентам на выбор предлагается заниматься различными видами физической культуры в удобные для них дни.

Инклюзивный подход в организации внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов – инвалидов кафедра реализует через спортивные турниры, спартакиады и фестивали, где соревнуются команды, как правило, состоящие из 6 человек (3 участника, имеющие инвалидность и 3 участника, не имеющие инвалидность). По возможности на данных мероприятиях студенты соревнуются по таким видам спорта, которые вызывают наибольший интерес у молодежи (кёрлинг, плавание, бочча и др.). Это позволяет  привлечь большое количество участников, а также научить их взаимодействовать друг с другом.

Для решения проблемы организации инклюзивного образования кафедрой также проводится сессия студенческих инициатив, включающая научно-исследовательскую конференцию, мастер-классы, презентации секций адаптивного спорта и др.

В течение сообщения были продемонстрированы отчетные видеоматериалы по реализации всех перечисленных мероприятий.

 


12-14 сентября 2018г. в г. Санкт-Петербурге состоялся первый Международный Форум «Мир, доступный для всех!», который проходил на территории конгрессно-выставочного комплекса «Ленэкспо». Организаторами Форума выступили Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация инвалидов «На коляске без барьеров».

 На Форуме были озвучены важные вопросы по созданию и развитию инклюзивного образования, а также формированию доступной среды в городах России и Санкт-Петербурге: затронуты различные аспекты от правового, правоприменительного, законодательного (Конвенция ООН, Конституция РФ, 273-ФЗ, 419-ФЗ, 181-ФЗ) до «человеческого фактора» на местах. Был освещен зарубежный опыт Финляндии, Италии, США.

Основной темой, объединяющей доклады Форума, выступило преломление инклюзии в триаде «Детский сад-Школа-ВУЗ». Докладчиками особо отмечался процесс изменения восприятия инвалида в обществе, уход от «медицинской модели инвалидности» в соответствии с Международной Конвенцией о защите прав инвалидов, а также формирование образа человека с инвалидностью, как полноценного члена социума.

 


12-13 сентября 2018 года сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО приняли участие в заседании Второго национального конгресса с международным участием «Реабилитация – XXI век: традиции и инновации», проходившего в залах отеля «Park Inn by Raddison Пулковская».

Цель конгресса - объединение усилий ведущих ученых, практиков, руководителей среднего и высшего звена, обмен опытом и результатами исследований по всем аспектам реабилитации и вспомогательных технологий. Конгресс представил собой междисциплинарную платформу для обсуждения последних тенденций в области реабилитации людей с инвалидностью.

На заседании 13 сентября 2018 года сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО Гнездилова Светлана (директор центра) и Джумагулова Алена (психолог центра) выступили с докладами, раскрывающими общие практические аспекты формирования и развития доступной образовательной среды в условиях высшей школы.

В рамках конгресса была организована секция ассистивных технологий для инвалидов, где рассказывалось о программном обеспечении, обеспечивающим управление клавиатурой с помощью взгляда, о развитии технологий умного дома с помощью колонок голосового ввода, о инновационных методах ортезирования.

Конгресс проводится уже во второй раз и собирает большую аудиторию российских и иностранных специалистов в различных областях реабилитации: от ранней медицинской помощи до образования инвалидов.

 


12 сентября сотрудники центра участвовали в панельной дискуссии «Трудоустройство инвалидов - основные проблемы и пути решения».

На мероприятии выступали представители Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Государственной инспекции труда в городе СПб, отдела содействия трудоустройству СПб ГАУ ЦЗН, центра социально-трудовой адаптации инвалидов МастерОк, Университет ИТМО и др.

На обсуждении поднимались вопросы о допустимых условиях труда при квотировании рабочих мест для инвалидов, особенностях законодательства в области трудоустройства инвалидов. Представитель ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» делилась опытом социальной занятости инвалидов, которая включает в себя организацию временных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, позволяющую им приобретать трудовые навыки на рабочем месте и выполнять трудовые функции по видам труда, в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации или абилитации. Директор центра рассказала слушателям о выпускниках Университета ИТМО, имеющих ОВЗ, а также о трудностях, которые могут у них возникать при поиске работы.

В ходе дискуссии присутствующие работодатели задавали конкретные кейс - вопросы спикерам мероприятия. Например, какие действия необходимо предпринять работодателю при получении предписания за незамещение адаптированных рабочих мест для инвалидов, а также каким образом соблюдать квотирование таких рабочих мест при отсутствии кандидатов, удовлетворяющих все необходимые квалификации для выделенного рабочего места и др.