Конференции, публикации 2019 Перейти к содержимому страницы.

Конференции, публикации 2019

Студент Университета ИТМО Меинов Артём рассказал сотрудникам Центра сопровождения инклюзивного образования о своём опыте обучения за рубежом, изложил впечатления от «Университета им. Леопольда и Франца» и города Инсбурка. Центр сопровождения инклюзивного образования решил поделиться подробностями беседы в формате интервью.

  1. На какой специальности ты обучаешься в Университете ИТМО?

«Программная инженерия» и «Компьютерные технологии», образовательная программа «Информационно-вычислительные системы», 1 курс магистратуры, 2 семестр.

  1. Как ты узнал о стажировке?

Я давно знал, что есть такая возможность. Захотел попробовать, поучаствовать в академической мобильности.

  1. В каком учреждении, на какой специальности обучаешься в Австрии?

Университет города Инсбрука, раньше имел полное название «Университет им. Леопольда и Франца». Образовательная программа Computer science.

  1. Почему ты выбрал именно этот ВУЗ? Что стало решающим в выборе?

Выбирал из Немецкого университета «Мюнхенский  » (нем. Technische Universität München, TU München, TUM) и данным. Решающим фактором стало, то, что учебная программа совпадает с моей, а расположен университет в более тихом и маленьком городе, чем TUM в Мюнхене.

  1. Каковы особенности обучения за рубежом?

Различий много. В Университете есть внутренняя корпоративная система, похожая на ИСУ. Она делится на 3 раздела: электронная запись на курсы, экзамены и расписания; почтовая служба и коммуникации; материалы курсов, презентаций и лекций. В магистратуре можно самому выбирать себе курсы, записаться на удобное время, составлять расписание с помощью online-системы. Лекции проходят в таком же формате, как и в России, но преподаватели стараются не просто рассказывать материал, а предоставить его в форме беседы со студентами. Занятия длятся от 45 минут до 1,5 часа. На экзамены нужно записываться онлайн через систему, если не записался, то на экзамен не пустят. Очень часто проводят семинары, на которых выступают профессора с других университетов. Оценки за лекции и семинары ставятся отдельно. Защита диплома также отличается. Отсутствуют чёткие сроки защиты квалификационных работ. На защиту дают минимум три даты. Сама защита проходит не в аудиториях, а в холле, публично. Любой человек может присоединиться и послушать, также на защите присутствуют люди с различных организаций и компаний, они сразу могут предложить работу.

  1. Как организуется досуг в университете?

В этом году Университет празднует юбилей - 350 лет. К этому событию проходит много выставок и различных мероприятий. Например, проводилась выставка изобретений студентов и выпускников Университета, конференция с участием учёных из разных стран в формате открытых лекций и бесед,неформальные встречи во дворе и пикники. Студенческая жизнь дружная и активная. Также стоит отметить, что все жители Австрии занимаются спортом, кто-то бегает, кто-то катается на велосипеде. Я сам часто и много гулял, движение на улицах и дорогах спокойное, пешеходы могут неторопливо прогуливаться и ходить.

  1. Расскажи о доступной среде "Университета им. Леонарда и Франца" и городской инфраструктуре для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Университетский кампус оснащён большим количеством пандусов, как стационарными, так и наливными. В разных частях здания много лифтов. В расписании стоят пометки, приспособлена ли аудитория для колясок (рядом стоит соответствующий значок).

В городе везде (в т.ч. на территории кампуса и здании университета) есть тактильные напольные плитки для слабовидящих людей. На каждом регулируемом перекрестке есть большая сенсорная кнопка для переключения светофора, имеющая ребристую поверхность. Светофор оснащён звуковым сигналом, что также может быть удобным для людей с нарушением зрения. В центре города в тестовом режиме вводятся новые светофоры с камерами на пешеходную зону. Если камера зафиксирует, что время заканчивается, а человек не успевает пройти, то счётчик добавляет еще несколько секунд. Также в городе много людей разного возраста на колясках, причём почти все коляски на электроприводе (многие спортсмены получают травмы в горах: альпинисты, лыжники и сноубордисты).

Как-то раз наблюдал в магазине такую ситуацию: в небольшой супермаркет зашёл мужчина, слабовидящий, его заметили, и без лишних вопросов сразу подошёл продавец и начал его водить по залу, помогая делать покупки и оплатить на кассе.

Весь транспорт оборудован кнопками для открывания дверей, причём на автобусах две кнопки: первая - просто открывает дверь, вторая - наклоняет автобус на пневмоподушке чтобы было удобно войти с колясками. Есть специальные места в трамвае для велосипедов, инвалидов с колясками и их сопровождающих, для родителей с детскими колясками. Музеи везде оборудованы лифтами, даже очень старые замки и церкви.

  1. Какими учебными проектами занимаешься сейчас?

Сейчас стараюсь закрыть семестр в Университете ИТМО и потихоньку работаю над своей магистерской диссертацией.

  1. Что в планах?

В планах поехать на следующий семестр снова в Университет Инсбрука и продолжить обучение. И, конечно, написать и защитить выпускную работу в Университете ИТМО.

Сотрудники центра были рады успехам Артёма и желают дальнейших реализаций его планов!


3 и 5 июля Центр сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО совместно с коллегами из других подразделений университета провёл мероприятие для школьников. Оно было посвящено доступности среды в городе и Университете ИТМО для лиц с инвалидностью и ОВЗ, проводилось на английском языке и проходило в 2 этапа.

3 июля директор ЦСИО Гнездилова Светлана рассказала о доступности среды в Университете ИТМО, особенностях работы Центра сопровождения инклюзивного образования. Слушатели интересовались, как осуществляется инклюзивное образование в ВУЗе, каковы его особенности, что такое ассистивные средства. Сотрудник центра Минин Даниил рассказал на английском языке в формате доклада-презентации, что в университете есть аудитории, оборудованные интерактивными мультимедийными комплексами, позволяющими адаптировать учебный материал в соответствии с потребностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В докладе отмечалось, что важным условием инклюзивного образования является обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оно производится посредством табличек со шрифтом Брайля, стационарных пандусов, подъёмной платформы, лестничного подъемника и других средств.

В рамках мероприятия студент 2 курса университета, Белов Роман, на своём примере показал, как работают ассистивные средства. Ребята интересовались, как происходит эвакуация людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья? Какая страна считается лучшей в создании доступной среду для инвалидов? На каких специальностях студент с инвалидностью может учиться в Университете ИТМО?

5 июля Онянова Вера и Белов Роман провёли для школьников информационную экскурсию на английском языке по улице Рубинштейна. Ребятам рассказали об архитектуре известной улицы, её достопримечательностях, особое внимание уделили доступности её среды. Обустройство безбарьерной среды для инвалидов в городе не требует колоссальных затрат, однако преград, с которыми сталкивается человек с особенными потребностями, достаточно много. Узкие тротуары, высокие поребрики – всё это не только создаёт дискомфорт в передвижении, но и может быть опасным.

Данное мероприятие имеет большое значение в развитии инклюзивного образования. Оно разрушает барьеры и формирует общественное сознание по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.


26 июня 2019 года сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Онянова Вера посетила рабочее совещание по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов. В совещании приняли участие представители вузов-партнёров РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена. Собрание было посвящено теме «Качество подготовки выпускников-инвалидов: результаты промежуточной и итоговой аттестации». Участники поделились опытом преодоления трудностей в ходе промежуточной и итоговой аттестации лиц с инвалидностью в  2018-2019 учебном году. Также был представлен план работы РУМЦ на второе полугодие 2019 года.

В перспективе, участников РУМЦ ждут вебинары и совещания, посвящённые инклюзивному образованию. В планах проведение профориентационной деятельности в образовательных учреждениях и модульно-сетевой компании по обучению волонтёров. На второе полугодие 2019 года запланированы мероприятия по содействию в трудоустройстве студентов и выпускников с инвалидностью, в том числе конкурс «Профессиональное завтра». «Профессиональное завтра» - всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью, в котором студенты могут участвовать как индивидуально, так и в группе с товарищами.

В заключение встречи участники обсудили важность сопровождения выпускников в профессиональном становлении, а также необходимость обучения и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.


23-25 мая 2019 года сотрудники ЦСИО посетили научно-практическую конференцию с международным участием «Инклюзивное высшее образование: региональные модели и системные решения», которая прошла  в РГПУ им. А. И. Герцена. В рамках конференции рассматривались вопросы высшего образования лиц с инвалидностью и ОВЗ. Представители вузов из разных регионов поделились опытом работы со студентами - инвалидами, новыми разработками и достижениями. В ходе конференции были рассмотрены такие важные темы, как профориентация и успешное трудоустройство лиц с ОВЗ и инвалидов, модели реализации их образовательной деятельности, совершенствование условий для инклюзивного образования.

Первый день конференции включал в себя 3 сессии. Первая сессия была посвящена непрерывности инклюзивного образования: школа-вуз-карьера. В докладах второй сессии были отражены особенности инклюзивного высшего образования в разных регионах. Сотрудников ЦСИО заинтересовал доклад Н. Ю. Сорокина «Создание электронной информационно-образовательной среды в высшем инклюзивном образовании». В нём была отражена важность внедрения интернет-технологий в образовательный процесс лиц с инвалидностью и ОВЗ посредством электронной информационно-образовательной среды. Это дает возможность обучающемуся вести свое портфолио в системе вуза, работать через нее с  учебным материалом, просматривать вакансии от работодателей в зависимости от своей нозологии.   В следующей сессии были представлены эффективные модели инклюзивного высшего образования. Интересным был доклад И. В. Ждановой и Л. Б. Можейкиной «Практика инклюзивного трудоустройства: опыт РУМЦ Новосибирского государственного технического университета». Авторы рассказали об особенностях психологической работы с обучающимися и выпускниками с инвалидностью и ОВЗ, а также об опыте работы с работодателями посредством совместных мастер-классов и тренингов. 24 мая на базе ЛГУ им. А.С. Пушкина состоялся круглый стол «Инклюзивная среда вуза: внешний и внутренний контур» в рамках  которого  были  представлены  доклады о развитии и преобразовании среды высшего инклюзивного образования.

Данное мероприятие актуализирует тематику инклюзивного высшего образования, его реализации и модернизации, что  способствует его  развитию в разных регионах.


 


24 мая 2019 года сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО провёл мастер-класс на тему «Преподавателю о профессиональном выгорании: как не устать от образовательной деятельности», организованный в рамках программы профессионального развития ITMO.Expert для сотрудников университета, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов.

На встрече были рассмотрены вопросы природы и специфики выгорания в профессиональной деятельности преподавателя, а также обозначены меры по профилактике и коррекции указанного феномена с учётом необходимости реализации инклюзивных практик в образовательном процессе. Мероприятие вызвало живой интерес у присутствующих, что подтверждалось достаточно большим количеством заданных вопросов на следующие темы: как влияет тенденция развития online-образования на выгорание преподавателей; отражаются ли проводимые реформы в сфере высшего образования на их психологическом благополучии; как взаимодействовать с обучающимися, имеющими инвалидность и ОВЗ, и др.

По итогам сбора обратной связи слушатели изъявили желание организовать подобные мероприятия по тематике инклюзивного образования, психологической культуры руководителя, основ управления персоналом, а также профессионального стресса и стрессоустойчивости.


26 апреля сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетил XIV Международную научно-практическую конференцию «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», организованную Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом.

На данном мероприятии был организован круглый стол на тему «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании». В рамках дискуссии рассматривались следующие основные темы: общие вопросы инклюзивного образования и сетевого взаимодействия; профессиональное образование в системе реабилитации инвалидов; вопросы трудоустройства инвалидов; опыт инклюзивного обучения, и в завершение были подняты вопросы о доступной среде и здоровьесберегающих технологиях.

Наиболее оживленное обсуждение вызвали доклады, касающиеся тем совершенствования нормативно-правовой базы, а также соответствующей практики правоприменения отдельных положений, касающихся образовательных программ, профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов, определения форм особых образовательных потребностей и создания специализированных условий в процессе получения высшего образования. Наряду с этим отдельного внимания удостоились вопросы о современных подходах к определению потребностей инвалидов в профессиональной реабилитации и абилитации.  Также была поднята актуальная тема оценки имеющихся в образовательных организациях ограничений и препятствий объективного характера к освоению программ в связи с рассмотрением  практики организации образовательного процесса и реализации инклюзивного подхода в Санкт-Петербургском экономическом университете.

В заключение круглого стола был рассмотрен вопрос, имеющий особое практическое значение – проблема трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ. Докладчики и участники дискуссии указали на актуальную проблему снижения потребностей и работодателей, и самих инвалидов в трудоустройстве на открытом рынке труда. Указанное обстоятельство, по мнению выступающих, является достаточно острой социальной проблемой, требующей немедленного и комплексного решения.

               

 


18 апреля 2019 года сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетил Вторую международную научную конференцию «Инновационные технологии реабилитации: наука и практика», организованную «Федеральным научным центром реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта».

Целью проведённой конференции являлась интеграция усилий учёных и практиков, систематизация научно-практических знаний, а также обмен опытом в области применения инновационных технологий в процессе реабилитации.  Проведённая конференция традиционно представляла собой открытую междисциплинарную площадку для обсуждения проблем, современных направлений и тенденций совершенствования систем реабилитации, применения ассистивных средств и технологий с учётом международных стандартов и программ Организации Объединённых Наций  и Всемирной организации здравоохранения.

На мероприятии было представлено множество экспертных, научных и практических докладов, посвящённых актуальным вопросам подготовки кадров в области реабилитации, применению инклюзивных практик в процессе профессионального обучения, использованию различных традиционных и нетрадиционных техник реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ. Наряду с ними особый интерес участников вызвала проведённая в рамках конференции демонстрационная интерактивная выставка аппаратных средств для диагностики, профилактики, коррекции различных видов нарушений, а также реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ.

В заключение конференции выступающие эксперты провели ряд авторских мастер-классов, предназначенных для совершенствования навыков практической работы специалистов в области социальной реабилитации и инклюзии.


15 апреля 2019 года Центр сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО уже в третий раз провёл свою секцию «Ассистивные технологии в инклюзивном образовании» в рамках VIII Конгресса молодых учёных. Секция была разбита на две части: ассистивные технологии и исследования в области инклюзивного образования, соответственно.

В первой части секции были представлены доклады о разработках обучающихся нашего вуза для слепоглухих людей. Слепоглухота - это потеря зрения и слуха в связи с перенесенными заболеваниями или от рождения. Одна из разработок для слабовидящих представляла собой интеллектуальные часы с приложением-ассистентом. Передача информации о текущем времени происходит при помощи поразрядного двоичного кодирования последовательности коротких и длинных вибросигналов. Также в качестве разработки был представлен программно-аппаратный комплекс для слепоглухих людей «LifeFeel», помогающий им  в общении и предоставляющий  возможность самореализации, развития и интеграции в общество.

Во второй части секции выступающие рассказали о своих исследованиях в области инклюзивного образования. Здесь были представлены доклады об адаптированном спорте, трудностях в обучении студентов с особенностями психического здоровья, исследовании инклюзивной среды г. Санкт-Петербурга на примере культурных учреждений, а также результатах сравнительного исследования влияния процесса получения высшего образования по различным специальностям на разные сферы жизни студентов.

В заключение секции выступающие и участники дискуссии отметили, что представленные разработки и результаты интересны и познавательны, а проведение подобных мероприятий способствует популяризации и развитию инклюзивных практик.

 


10 апреля специалисты Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетили экспозицию Международного форума «Старшее поколение – 2019», который проходил в ЛЕНЭКСПО с 10 по 13 апреля.

Данное мероприятие заинтересовало представителей ЦСИО тем, что в рамках форума была проведена выставка технических средств для реабилитации и социально-бытовой адаптации людей с инвалидностью и ОВЗ. В частности, в форме шоу-рума была представлена наглядная концептуальная модель дома человека с инвалидностью или ОВЗ, позволяющая ознакомиться с общими принципами организации адаптированного быта и ответить на вопросы о том, как должно быть оборудовано место отдыха, кухня, ванная комната или туалет. Отдельного внимания заслуживают представленные специализированные кухонные и столовые приборы, которые могут быть использованы в процессе приготовления и употребления пищи.

На форуме также было уделено внимание сфере услуг - медицинский центр «ХХI век» представил социальное такси с автоматической подъёмной платформой для маломобильных групп населения (в автопарке имеются и такси для перевозки лежачих больных), которое уже много лет успешно функционирует в Санкт-Петербурге.

Проведение подобных мероприятий ещё раз обращает внимание на важность развития доступной среды, ассистивных технологий и различных инклюзивных практик для лиц с инвалидностью и ОВЗ.


C 25 по 29 марта в Университете ИТМО традиционно состоялись мероприятия проекта «Неделя здоровья», который реализуется в рамках Плана по организации здоровьесберегающей среды в вузе на 2019  год.

Данная серия мероприятий организуется в ходе совместной работы сотрудников Департамента по образовательной деятельности (центр сопровождения инклюзивного образования) и Департамента молодежной политики (управление по физической культуре и спорту, а также медико-психолого-социальный центр).

В течение «Недели здоровья» были организованы и проведены несколько спортивных мероприятий, адаптированных для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: соревнования по «Волейболу сидя», дартсу и бадминтону.  Важно отметить, что при многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является одной из возможностей удовлетворения важной потребности в самоактуализации, а также способствует развитию максимальных компенсаторных возможностей, улучшению функционального состояния и предупреждению прогрессирования болезни. Поэтому обучающимся также были предложены открытые уроки «Адаптивная физическая культура», «Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата» и «Лечебная физическая культура при нарушениях осанки». Самое активное участие в вышеперечисленных спортивных мероприятиях приняли обучающиеся 1-3 курсов.

С целью содействия сохранению и укреплению психологического благополучия обучающихся были организованы сессия «Баланс и гармония», реализован комплекс релакс-практик, разработанный для достижения расслабляющего и оздоровительного эффекта, тренировки навыков самостоятельного использования практик релаксации.

 

Популяризация здорового образа жизни среди студентов имеет особую социальную значимость, т. к. залогом успешного развития нашего общества является здоровье молодого поколения. В этой связи сотрудники ЦСИО провели просветительскую работу о важности здорового образа жизни – были распространены буклеты, содержащие информацию об основных правилах правильного питания и укрепления здоровья. Кроме того, была организована экскурсия в Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики, где обучающиеся узнали больше о рациональном питании, предупреждении и преодолении стрессов в современных условиях жизнедеятельности, о необходимости физических нагрузок, профилактике инфекционных заболеваний, соблюдении различных гигиенических  процедур, а также об общих принципах функционирования такой сложной биофизической системы как человек. В том числе, посетителям были продемонстрированы познавательные видео- и мультипликационные фильмы, где было отмечено, что сохранение здоровья напрямую зависит и от повседневного поведения человека в быту. 

Благодарим всех студентов за активное участие в неделе здоровья!


27 марта в Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС) прошло инклюзивное интерактивное мероприятие «Текст и реальность: Жюль Верн». Сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования  посетил это мероприятие. Оно было посвящено научно-техническим изобретениям, предсказанным в романах Ж.Верна. Оказывается Ж.Верн достаточно точно описал в своих произведениях многие технологии, которые привычны для нас сегодня. Многие фантастические предсказания Ж.Верна сбылись в ХХ-ХХI вв.: полет на Луну, космические полёты к другим планетам, кругосветные путешествия, подводные лодки, плавучие города, химическое оружие и атомная бомба, а в своем романе «Париж ХХ века» автор рассказал, как он видел ХХ век.

На данном мероприятии был интересный доклад  о том, как создаются и функционируют текстовые игры  и   в чем их особенности. Взаимодействие в текстовой игре  происходит с помощью описания действия игрока и возможностей сюжетной линии. Это текстовый квест, в который интересно играть и следить за действиями игроков не только слабовидящим людям, но и всем, кому интересны игры.

 На мероприятии также проходила тактильная выставка на тему гражданской авиации и подводных сил России, где многие экспонаты можно было трогать, что очень важно для лиц с нарушением зрения. 


24 марта сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетили мероприятие  «Доктор лошадь», в рамках реализации программы «Доктор Лошадь. Версия 2.0.», проведённую Региональной общественной организацией «Аккорд» в арт-пространстве «МыВместе» (ул. Дивенская, д. 5).

Мероприятие было посвящено популяризации, повышению доступности и качества  «Иппотерапии» - методики коррекции различных заболеваний с помощью лечебной верховой езды на лошади в сопровождении инструктора-иппотерапевта. Она имеет множество различных форм и направлений: нейрофизиологически ориентированная, пассивная, лечебная и адаптивная верховая езда, инвалидный конный спорт, а также конные прогулки.  Иппотерапия применяется для реабилитации пациентов с неврологическими и другими нарушениями, такими как аутизм, церебральный паралич, артрит, рассеянный склероз, черепно-мозговая травма, инсульт, травмы спинного мозга, поведенческие и психические расстройства. Метод используется также в случаях поражения слуха и зрения.

Представленные на мероприятии фотографии и коллажи иллюстрировали, как происходит общение человека и лошади, показана слаженная работа инструкторов, а также какие положительные эмоции получают всадники. Особого внимания достойны фотографии, отражающие реальные эпизоды из историй родителей, детей и подростков, занимающихся иппотерапией.

Программа мероприятия  также предусматривала проведение открытой публичной лекции о специфике метода иппотерапии и соответствующего мастер-класса, показавшего, что у человека и лошади гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. 

 


15-16 марта 2019 года в региональном coworking-пространстве «Точка кипения» Санкт-Петербурга состоялся ежегодный образовательный форум «Университет будущего», который посетили сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО. 

15 марта 2019 года в рамках прошедшего форума обсуждались различные вопросы образовательной политики в высшем, среднем и начальном образовании. Особый интерес для работников сферы высшего образования в этом году представляла дискуссионная площадка «Трансформация университетов. За чем будущее?». На ней рассматривались следующие темы, заинтересовавшие сотрудников ЦСИО:  Как процессы цифровизации отразятся на деятельности университетов? Что такое базовая модель компетенций? Как и зачем можно выстроить взаимодействие с Университетом 20.35 и стать частью платформы НТИ (Национальная технологическая инициатива)?

Университетам необходимо меняться, как и всей системе высшего образования и в рамках данного форума обсуждалось какие векторы выбрать для подобной трансформации. Целесообразной представляется постепенная интеграция digital-технологий и «облачных» технологий в высшее образование, формирование так называемого «Цифрового университета», где обработка больших массивов данных была бы внедрена в конфигурацию, вариативность и гибкость практики образовательного процесса.

16 марта 2019 года состоялась проектная сессия «Внедрение online-обучения в образовательной организации». В ходе совместной работы участников и спикера встречи прошло достаточно информативное и оживлённое обсуждение различных аспектов интеграции online-технологий в образовательный процесс высших учебных заведений. Отдельного внимания в дискуссии заслужила тема перспектив, пределов и ограничений использования online-курсов в сравнении с традиционными для многих университетов формами обучения студентов – лекциями, практиками, коллоквиумами, семинарами и лабораторными работами. В процессе обсуждения участники сессии пришли к выводу о том, что внедрение различных форм online-курсов должно носить вспомогательный, дополняющий традиционные формы обучения, характер. Немалое внимание было уделено и рассмотрению разных форматов построения online-курсов – в частности, комбинирования форм подачи материала, применения симуляторов и тренажёров практической предметной деятельности (например, научных моделей, экспериментов и опытов), а также контроля полученных знаний.

В заключение сессии участники выявили и ряд объективных существенных недостатков online-образования, например, высокую стоимость проектирования, создания и методической поддержки online-курсов, нечёткость регулирования вопросов авторского права на них, отсутствие единой отечественной интернет-платформы для университетов, а также значительные трудности в реализации психологического компонента обучения студентов в рамках освоения будущей профессии и интеграции в профессиональное сообщество.

 


20 февраля сотрудники ЦСИО  посетили функциональный дом, который является отделом СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» и находится по адресу: Васильевский остров, 26-я линия, дом 9.

Название «Функциональный дом» обусловлено тем, что в пространстве профессионально-реабилитационного центра на практике реализована идея полностью адаптированной квартиры, жилых комнат, санузла, кухни, спальни и рабочего места. Представлены различные варианты конфигурации аппаратной части для полностью автоматического открывания всех дверей, настройки по высоте рабочих поверхностей, а также образцы поручней и другого оборудования.  Имеется экспозиция, включающая в себя разработки  компании Моторика (различные виды протезов конечностей, созданные с помощью 3D печати), которую основал выпускник ИТМО Илья Чех.

Среди прочего особое внимание привлекает рабочее (учебное) место для инвалидов по зрению и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: высота столешницы регулируется по высоте приводом, встроенным  в ножки стола, такое место может оснащаться как обычным компьютером, так и специальными устройствами: принтером, монитором,  клавиатурой  и манипулятором с использованием шрифта Брайля. Имеются  системы мониторинга с виброподдержкой и визуальной сигнальной системой  для слабослышащих, автономные устройства,  распознающее денежные знаки, а также виброчасы, кубик-рубик Брайля и т.д.  Функциональный дом является отличной площадкой, иллюстрирующей использование  всевозможных средств поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и временной нетрудоспособности.