Перейти к содержимому страницы.

Факультет повышения квалификации преподавателей EnEnglish

Факультет Повышения квалификации преподавателей (ФПКП) — структурное подразделение Университета, созданное с целью совершенствования подготовки преподавательских кадров для системы высшего профессионального образования.

Год основания ФПКП — 1969 год.

Первые годы функционирования ФПКП ознаменованы организацией занятий по трем специальностям:

  • Вычислительная техника;
  • Приборы точной механики
  • Технология приборостроения.

В 1985 году на ФПКП ЛИТМО были введены еще две новые специальности:

  • Оптическое и оптико-электронное приборостроение;
  • Тепловые и влажностные режимы приборов.

В этом же году создан компьютерный класс, оборудована гостиница для слушателей ФПКП на 45 мест в студенческом общежитии.

Сегодня ФПКП способствует адаптации образовательного процесса НИУ ИТМО к принятым в мировом сообществе требованиям, критериям и стандартам к высшему профессиональному образованию.

ФПКП осуществляет одно из перспективных направлений развития образовательной деятельности в системе профессионального образования — дополнительное профессиональное образование. Эта важная компонента позволяет интегрировать разные уровни и формы образования в целях более гибкой образовательной траектории конкретной личности, специалиста, чтобы образование действительно проходило через всю жизнь и было подлинно непрерывным.

Для решения проблем психолого-педагогической подготовки и совершенствования педагогического мастерства ВУЗовских преподавателей на ФПКП реализуются программы повышения квалификации научно-преподавательских работников в рамках лицензированных направлений и специальностей. Актуальность программ определяется требованиями общества и рынка к новым знаниям, к высшему профессиональному образованию, связанными с переходом России на инновационный путь развития.

На основе приказа «О повышении квалификации научно-педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» ФПКП осуществляет повышение квалификации преподавателей НИУ ИТМО в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета по направлениям:

  • гуманитарные проблемы современности;
  • актуальные вопросы модернизации высшего образования в России;
  • проблемы качества обучения, информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа;
  • инновационная деятельность в образовании;
  • русский язык;
  • правоведение;
  • современные технологии в образовании;
  • проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям.

Обучение на ФПКП НИУ ИТМО научно-преподавательских кадров вуза по программам приоритетных направлений:

  • информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа;
  • психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы обусловлено объективностью процесса устаревания знаний, необходимостью гибко и оперативно откликаться на реалии современности.

Изменяющиеся потребности, социальные нужды, достижения в научных знаниях сегодня обусловливают обучение на коммерческой основе слушателей отдельным циклам дисциплин и программ:

  • бизнес-информатика (программа «Базы и хранилища данных»);
  • актуальные аспекты преподавания информатики для профильных и непрофильных специальностей.

При реализации на ФПКП дополнительной образовательной профессиональной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» осуществляется комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая, информационно-технологическая подготовка специалистов, магистров, аспирантов к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на исходных положениях основной программы высшего профессионального образования. Воплощение в жизнь программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и ученую степень не ниже кандидата наук. При очно-заочной форме обучения (1080 часов) высокий уровень подготовки будущих преподавателей высшей школы обеспечивается необходимым уровнем лабораторно-практического, информационного, материально-технического обеспечения учебного процесса.

При реализации инновационного образовательного проекта «Развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения в области оптических и информационных технологий» 111 новых образовательных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации.

По каждой программе повышения квалификации составлены учебно-тематические планы и рабочие программы курсов. Почти все программы включают в себя педагогический компонент и информационно-коммуникативный компонент. Это циклы лекций, прочитанных преподавателям, научным работникам и административно-хозяйственному персоналу НИУ ИТМО на базе факультета по педагогике и использованию информационных технологий в образовании. Профессиональная компонента программ включает в себя повышение квалификации сотрудников в профессиональной сфере и проводится в виде лекций, практических занятий, стажировок (как в России, так и за рубежом), а также участий в конференциях, конгрессах, семинарах (в России и за рубежом).

Разработанные учебно-тематические планы и рабочие программы курсов, а также отчетные материалы по командировкам и стажировкам являются основой для разработки УМК по инновационным программам повышения квалификации. Планируется их дальнейшее использование в ближайшее десятилетие при проведении курсов повышения квалификации по приоритетным направлениям науки.

Повышение квалификации преподавателей проведено на основе усовершенствованных традиционных и новых инновационных методов, необходимых для устойчивой и качественной подготовки специалистов нового поколения. Повышение квалификации преподавателей сопровождается как ростом их профессиональной компетентности, обеспечивающей должный уровень содержательного наполнения учебных модулей и курсов, так и обязательным освоением и применением новых инновационных педагогических технологий и современных образовательных ресурсов.

Основной принцип организации учебного процесса на ФПКП — это гибкость и инвариантность подготовки. Учебный процесс построен на индивидуально-ориентированных учебных планах, максимально отвечающих потребностям слушателей и интересам направляющих кафедр.

В разработке и реализации программ принимают участие ведущие преподаватели ВУЗа.

Реализуемые на ФПКП программы нацелены на овладение слушателями умений решать профессиональные задачи на основе закономерностей теории и практики инновационной деятельности в образовании, на предприятии, на повышение профессиональной компетентности.

Таким образом, факультет повышения квалификации преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики:

  • обеспечивает удовлетворение потребностей работников образования в получении знаний о новейших достижениях в области: педагогики, психологии, информационных, образовательных технологий, в предметных областях их профессиональной деятельности; о передовом отечественном и зарубежном педагогическом опыте;
  • создает условия для роста профессионализма научно-педагогических работников в образовательной и научно-исследовательской деятельности, их конкурентоспособности и профессиональной мобильности.