«Вопрос взаимодействия высшей школы с бизнесом остается актуальным для многих стран, – говорит Полина Качурина. – Обмен опытом, анализ историй успеха помогают находить верные решения в процессе построения собственной модели отношений с бизнес-партнерами. Круглый стол в рамках форума ISPIM предоставляет такую возможность».

В ходе мероприятия был проанализирован опыт университетов Финляндии, Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Австралии, Тайваня и Новой Зеландии. Каждый из них по-своему уникален, но самым интересным, по мнению амбассадора Университета ИТМО, оказался опыт Института технологий и менеджмента процессов (Германия). Там создаются специальные центры-кластеры превосходства (Excellence Centers-Clusters), которые формируются пятью-шестью неконкурирующими компаниями на три года. Вместе они решают задачи в области инновационного менеджмента. В результате компании получают возможность не только пользоваться услугами квалифицированных экспертов, но и расширять сеть своих контактов. Нередко к работе таких кластеров привлекают выпускников вуза.

Схема работы центров превосходства немецкого университета похожа на модель финского проекта Demola, который сегодня популярен во многих странах Европы. С 1 октября этого года аналогичный проект реализуется в Санкт-Петербурге Университетом ИТМО совместно с бизнес-инкубатором «Ингрия». В Германии решением поставленных задач занимаются специально сформированные группы под руководством профессоров. Полученные результаты для зарубежных студентов могут стать практической частью диссертации. Более того, становясь участником кластер-центра, компании платят денежный взнос в размере 10 000 евро в год (30 000 за три года). Это повышает ответственность всех. Консалтинговые услуги со стороны вуза – распространенная практика в Европе, однако она приносит доход только в том случае, если университет пользуется хорошей репутацией, а его бренд широко известен. В Институте технологий и менеджмента процессов использовали опыт Ghent University, где подобный вид услуг оказывается компаниям уже более 20 лет.

«Интересно наблюдать, как на решение той или иной проблемы влияют национальные особенности. Анализируя российский опыт, видишь, насколько быстро меняется сознание людей в последние годы, – отмечает Полина Качурина. – Сегодня в восприятии российских ученых понятие «открытые инновации» стало намного ближе по смыслу к европейским и американским open innovations, чем это было несколько лет назад».

Представители разных стран и бизнес-культур сходятся в том, что одной из главных проблем, существующих сегодня в отношениях между университетами и бизнес-компаниями, является большой разрыв между результатами научно-исследовательской деятельности и конкретными потребностями производства. Эту проблему невозможно решить без продуманного менеджмента и тесного взаимодействия вузов с представителями бизнеса. Поэтому процесс трансфера технологий должен начинаться с обмена опытом и знаниями между исследователями, разработчиками, специалистами по продуктовому маркетингу и представителями индустрии. Пока же университеты и бизнес говорят на разных языках.

Визит в Сингапур уже принес определенные результаты. Достигнута договоренность об участии представителя ISPIM в работе по продвижению Университета ИТМО на международной арене. Также предполагается организовать совместное мероприятие петербургского вуза и ISPIM, которое станет началом сотрудничества членов ассоциации с партнерами из России. Обсуждались возможности привлечения инвестиций в стартапы университета, в частности – в Конструкторское бюро современных технологий Университета ИТМО.

ISPIM – это объединение исследователей, промышленников, консультантов и представителей органов власти в области инновационного менеджмента. Основанное в 1983 году профессором Кнутом Холтом в Норвегии, ISPIM является старейшей, крупнейшей и активно действующей ассоциацией в Европе. Амбассадор Полина Качурина, которая в 2011 году стала первым и единственным на данный момент представителем России в ISPIM, считает необходимым шире привлекать российских специалистов к деятельности сообщества.

Пресс-служба Университета ИТМО