Почему для развития города и страны необходимо шире использовать открытые данные? Эксперты, которые собрались за одним столом в рамках конференции, точно знают ответ на этот вопрос.

Открыл круглый стол заместитель министра транспорта России Николай Асаул, который по видеосвязи отметил важность использования открытых транспортных данных для России и пожелал собравшимся продуктивной работы. Министр транспорта подчеркнул необходимость проводить такие встречи на базе ведущего вуза в сфере инноваций, коим является Университет ИТМО. Стивен Хаген, проректор по управлению изменениями Университета ИТМО, поддержал его мысль об актуальности подобных дискуссионных площадок. 

С докладом о том, как используются открытые данные в США, Швейцарии, Англии, Китае, выступила Джин Холм, ведущий международный эксперт по открытым данным из США. Она рассказала о становлении крупнейшего в мире сайта Data.gov, где хранятся более 135 тысяч наборов данных. Информация, размещенная на сайте, может быть полезна простому обывателю и журналисту, бизнесмену и сотруднику налоговой службы, студенту и ученому. Открытым данным можно придумать тысячу применений, но одно из самых важных – это улучшение качества жизни, а иногда и ее спасение.

Транспортные данные являются основой огромного количества сервисов, связанных с передвижением людей. Одно приложение показывает заторы на дорогах и способы их объезда. Другое – определяет качество дорог, по которым едет автомобиль. Третье – следит за нужным автобусом, чтобы вы могли решить – продолжать мерзнуть на остановке или выбрать другой маршрут. Как рассказала Джин Холл, в Лондоне так вдохновились открытыми данными, что придумали около 500 различных дорожных приложений.

В нашем городе о необходимости создания системы открытых данных говорится с 2012 года. Тогда, 15 октября, вышло постановление Правительства Санкт-Петербурга «О внедрении принципов и механизмов открытого правительства в деятельности исполнительных органов». А в 2013 году появилось соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Однако пока наша система открытых данных работает не так успешно, как за границей.

Чтобы ответить на вопрос, почему это происходит, Международным банком реконструкции и развития (The world bank group) в Санкт-Петербурге было проведено исследование, участие в котором принимали и сотрудники Университета ИТМО. В своем докладе Михаил Бунчук и Хуан Навас-Сабатер, представители банка, стратегического партнера конференции, дали оценку качеству транспортных данных в городе и определили причины, мешающие сделать их открытыми. Основные из них – непонимание чиновниками преимуществ открытых данных и страх за безопасность транспортной системы.

Татьяна Бабурина, начальник отдела развития прикладных и интеграционных систем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, рассказала, что объяснять представителям транспортных служб города необходимость открытых данных – довольно тяжелая работа. Татьяна занимается организацией портала «Открытые данные Санкт-Петербурга», который запущен в тестовой версии с 20 марта 2014 года. Сейчас на сайте размещено 43 набора данных от 23 исполнительных органов власти. Опираясь на мировой опыт и советы специалистов, портал развивается и в следующем году станет полнофункциональным.

О своем опыте работы с открытыми транспортными данными в России рассказали сотрудники Университета ИТМО. Самуил Горелик, профессор кафедры управления государственными системами, отметил, что у открытых данных есть еще одна важная функция: они являются эффективным средством борьбы с коррупцией. Дмитрий Муромцев, руководитель международной лаборатории «Интеллектуальные методы обработки информации и семантические технологии», и Ирина Радченко, доцент, кандидат технических наук, рассказали о российских транспортных сервисах и стартапах в России, использующих открытые данные. Стив Каддинс, аналитик школы городских трансформаций Университета ИТМО, координатор движения «Красивый Петербург», представил идею создания единой транспортной системы и единого проездного билета на территории РФ и рассказал, что мешает ее успешному воплощению. А Виталий Власов, директор Фонда «Открытый город», сотрудник Университета ИТМО, посвятил свое выступление использованию открытых транспортных данных в России. Кроме того, он рассказал о конкурсе Open Data Hackaton 2014, организатором которого является.

«Конференция собрала за одним столом представителей совершенно разных сообществ, которые занимаются одним делом. Интересно было услышать зарубежных коллег, имеющих больший опыт работы с открытыми данными, чем мы. Хотелось бы, чтобы подобные встречи проходили чаще», – делится впечатлениями Татьяна Бабурина.

Мероприятием остались довольны и другие участники.

«То, что тема открытых данных обсуждается на таком высоком уровне, к тому же, на базе ведущего научно-исследовательского университета – безусловное достижение, – рассуждает Стив Каддинс. – Есть надежда, что в дальнейшем этой теме будут уделять необходимое внимание. И обсуждаться она будет не чиновниками в кулуарах, а научным сообществом и экспертами. В последнее время транспортные правительственные организации нас огорчают: мы не замечаем большой заинтересованности в развитии с их стороны. Некоторые чиновники не хотят взаимодействовать с экспертным сообществом. Но мы это преодолеем».

Пресс-служба Университета ИТМО