Организаторы конкурса определили четыре направления творчества в рамках «Школьного патента»: рисунок, сочинение, изобретение и презентация. Темы работ различались для учащихся разных классов. Например, младшие школьники рисовали на тему «Жизнь сказочных вещей в наше время», а ученики 9-11 классов – «Интеллектуальная собственность в жизни человека». Юных изобретателей делить по классам не стали, и ребята на общих условиях мастерили спортивный инвентарь и придумывали технические решения современных проблем.

Кандидатов в победители отбирали сначала в регионах. Работы подавались в Центры поддержки технологий и инноваций Роспатента. Как отмечает креативный директор конкурса Светлана Мурашова, если пять лет назад учащиеся присылали на «Школьный патент» в основном сочинения и рисунки, то сейчас две трети конкурсантов всерьез занялись изобретательством и подали заявки на новые технологии и изделия.

«У детей глаз не замылен, они порой находят совершенно неожиданные решения, – рассказывает Светлана Мурашова. – Мы не перестаем удивляться тому, что изобретают дети, хотя кажется  вот же идея, лежит на поверхности».

В этом году такими неожиданными изобретениями стали разработки школьников для помощи инвалидам – трость для слабовидящих Дарьи Бекреневой, которая начинает вибрировать вблизи препятствия, компьютерная мышь-«Грызунок» Владимира Тимофеева и «Азбука запахов» для слабовидящих от Веры Тихоновой. Трое начинающих изобретателей учатся в четвертом классе школы №300 в Сосновом Бору.

Также экспертный совет был поражен способом ремонта дорожных ям, который предложил Константин Ананьев. Решение не требует использования специфических материалов, и его можно реализовать теми ресурсами, которые есть у любой городской администрации. Раскрывать все детали организаторы пока не могут: авторам самых перспективных идей будет оказана помощь в оформлении патентов и других документов, охраняющих их права на результаты интеллектуальной деятельности.

История победителей прошлых лет показывает, что лучшие работы «Школьного патента» находят коммерческий успех. К примеру, закладки с рисунками участников конкурса уже два года продаются в книжных магазинах Санкт-Петербурга. Отдельный интерес к школьным изобретениям проявляет Министерство обороны РФ. Как рассказывает декан Института международного бизнеса и права Университета ИТМО Елена Богданова, сейчас Минобороны обсуждает возможность использования многофункциональной фляги-навигатора, а также решение в области вооружения. Оба решения были придуманы участниками конкурса. В этом же году победителем в номинации «Важное для обороны страны» стал одиннадцатиклассник Андрей Тен. Он разработал способ утилизации просроченных артиллерийских снарядов без взрывов на полигонах.

«Многие соревнования школьников заканчиваются ничем, это конкурсы ради конкурса. У нас же после конкурса работа только начинается, – отмечает Елена Богданова. – Нам предстоит подать все предложенные ребятами изобретения и технические решения на патентный поиск, проверить охраноспособность, предложить оформить права. Если это возможно – мы окажем содействие в коммерциализации успешных идей».

Добавим, что международный конкурс творчества школьников проходит в рамках недели городских мероприятий «Дни интеллектуальной собственности в СЗФО», которая посвящена международному Дню интеллектуальной собственности 26 апреля. Церемонию закрытия недели завершает подведение итогов VI Всероссийского конкурса «За вклад в развитие интеллектуальной собственности» 24 апреля, и участникам еще предстоит выбрать лауреатов и победителей, которых наградят в последний день праздничной программы.

Пресс-служба Университета ИТМО