По предварительным данным, госпрограмма подразумевает введение дополнительного урока по профориентации и создание специальных профориентационных лагерей, где школьникам во время каникул помогут определиться с делом жизни.

Директор Центра профориентации и довузовской подготовки Университета ИТМО Марина Шеховцова считает, что в настоящее время у школьников есть все возможности правильно определиться с будущей профессией. Поэтому совсем не нужно добавлять лишнюю нагрузку в школьную программу, тем более для старшеклассников, которые и так заняты подготовкой к госэкзаменам.

«Регулярно проводятся специальные выставки высшего образования, где будущие студенты не только могут ближе познакомиться с вузами различного профиля и получить ответы на интересующие вопросы, но и пройти бесплатный тест по профориентации, – делится она. – Совершенствуются форматы проведения Дней открытых дверей – в сторону большей интерактивности и наглядности того, чем можно заниматься в рамках того или иного образовательного направления. Конечно, на таких мероприятиях профориентация проходит в рамках конкретного вуза, однако посещение Дня открытых дверей может натолкнуть на определенные мысли о будущей профессии. Существует и специальная литература. Смогут ли уроки по профориентации, которые, скорее всего, будут вестись одним учителем, быть эффективнее целого комплекса источников информации?»

Все чаще именно вузы берут на себя обязанность помочь молодым людям определиться с будущей профессией. Современные университеты проводят консультации с психологом, устраивают профориентационные мероприятия для школьников.

«В рамках подготовительных курсов для школьников мы проводим так называемую “профориентационную неделю”, – рассказывает директор подготовительных курсов Университета ИТМО Светлана Кузнецова.Организуем встречи ребят с представителями кафедр, отдавая предпочтение молодым сотрудникам или студентам: школьникам проще найти с ними общий язык. Получается очень живое и доверительное общение. Учащиеся знакомятся с основами профессии ученого, исследователя, интересуются, как достичь успеха, какими качествами должен обладать ученый, узнают, как устроен механизм большого современного исследовательского университета. Разговорами дело не ограничивается: участники подготовительных курсов ходят на экскурсии в лаборатории вуза, видят работу своими глазами. Безусловно, это дает вполне исчерпывающее представление о профессии, чтобы школьник смог понять, действительно ли он хочет этим заниматься».

Впрочем, ошибка в выборе направления обучения не является фатальной, считают эксперты.

«В Университете ИТМО существует психолого-педагогическая служба, которая проводит индивидуальные консультации для студентов, сомневающихся, ту ли специальность они изучают. Сеансы с психологом помогут понять, необходимо ли кардинально менять жизненный путь и заново поступать в другой вуз – или же достаточно небольшой корректировки – перехода на другой факультет», – рассказывает Марина Шеховцова.

Двухступенчатая система образования также позволяет молодым людям чувствовать большую свободу в выборе профессии. Получив базовое высшее образование в бакалавриате, студент может изучать совершенно другой предмет в магистратуре.

«Важно понимать: причина того, что не все выпускники трудоустраиваются по специальности, далеко не всегда зависит от школьной ошибки в профориентации. Некоторые студенты, окончив университет, просто-напросто осознают, что их профессия может принести им моральное удовлетворение, однако не обеспечит материально. Естественно, выбор делается в пользу хорошо оплачиваемой работы. И тут, скорее, встает вопрос поднятия престижа некоторых профессий, чем необходимости вводить дополнительные уроки по профориентации», – резюмирует директор Центра профориентации и довузовской подготовки Университета ИТМО.

Пресс-служба Университета ИТМО