Семинар, посвященный практике создания и сопровождения открытых онлайн-курсов, собрал представителей университетов, входящих в Ассоциацию «Национальная платформа открытого образования», а также сотрудников других российских вузов, планирующих внедрять циклы видолекций в учебный процесс. 

В рамках мероприятия обсуждались вопросы структуры онлайн-курсов и оценки результатов обучения. Преподаватели, имеющие опыт создания видеолекций, поделились с коллегами лучшими практиками и проанализировали существующие методы подачи информации для всех категорий обучающихся. Важнейшими возможностями онлайн-обучения были признаны использование виртуальных закладок в интерактивных лекциях, включение в видеоролик «стоп-вопросов» на проверку понимания материала и блока комментариев для обсуждения изучаемой темы. Применение игровых технологий (геймификации) в онлайн-курсах вызвало споры среди участников: по мнению лекторов, чрезмерное увлечение играми может рассеять внимание обучающихся и снизить эффективность учебного процесса.

Особое внимание было уделено вопросам организации совместной работы студентов при выполнении учебных проектов. Сотрудник УрФУ Виолетта Ларионова поделилась с коллегами опытом работы над образовательными проектами в Екатеринбурге, а также особенностями процедур их оценки.

Начальник отдела производства видеоресурсов УрФУ Александр Иванов и руководитель видеостудии МФТИ Александр Купцов рассказали о процессе создания контента для образовательных курсов, о связанных с этим проблемах и о приемах, позволяющих вовлечь студентов в учебный процесс с помощью видеолекций, а также провели дискуссию по техническим возможностям создаваемой в УрФУ платформы с целью улучшения ее функционала.

Вопросы контроля процесса обучения и проведения экзаменационных испытаниях в рамках образовательных онлайн-курсов осветил в процессе своего выступления Дмитрий Истомин, директор по развитию Уральского центра систем безопасности.

«Одна из ключевых задач онлайн-обучения заключается в том, чтобы обеспечить непрерывную идентификацию студента в процессе написания экзамена или контрольной: важно, чтобы учащийся делал все задания самостоятельно, иначе проверить степень усвоения материала становится невозможно, – сообщил спикер. – Я знаю, что сотрудники Университета ИТМО сейчас ведут большую работу в этом направлении и уже добились некоторых успехов, результаты их изысканий скоро будут применяться на практике».

По итогам семинара программист Центра дистанционного обучения Университета ИТМО (ЦДО) Наталья Белашенкова поделилась впечатлениями о мероприятии. По словам Натальи, благодаря прослушиванию докладов и участию в дискуссиях удалось найти новые идеи для видеолекций, которые Университет ИТМО вскоре планирует запустить на мировом уровне.

«Замечу, что участникам семинара удалось не только почерпнуть опыт коллег из других вузов, но и сразу же воспользоваться возможностью практического воплощения своих навыков,  – рассказывает Наталья. – В небольших группах по 10 человек мы разрабатывали проекты онлайн-курсов, применяя различные методики и подходы. Во время обсуждений пригодились примеры решения задач, с которыми я и мои коллеги из Университета ИТМО не раз сталкивались в процессе работы над видеолекциями. Безусловно, участие в подобных событиях не только несет практическую направленность, но и стратегически важно для налаживания связей с коллегами из крупнейших российских образовательных центров. Уральский федеральный университет также, как и мы, принимает участие в Проекте 5-100, а значит, ответственность за популяризацию и внедрение новых образовательных подходов в российских вузах лежит в том числе и на нас».

Светлана Дьякова,
Редакция новостного портала Университета ИТМО