Международная конференция Frontiers in Education 2015: Launching a New Vision in Engineering Education («Передовые технологии в образовании 2015: Новый взгляд на инженерное образование», FIE-2015) прошла в этом году в городе Эль Пасо (Техас, США) в юбилейный 45-й раз. Конференция FIE посвящена широкому спектру направлений, связанных с обучением современных специалистов в области ИТ и точных наук: от организации комплексных международных образовательных программ до технологий оценивания результатов обучения и воспитания.

В 2015 году Университет ИТМО принял участие в конференции во второй раз и представил два проекта. Первый из них — программа для автоматизации разработки учебных курсов на основе математического моделирования и генетических алгоритмов. Программа посредством алгоритма выбирает учебные ресурсы из специальных репозиториев и электронных библиотек и выстраивает их в цепочку. Она призвана помочь преподавателям быстро создавать и наполнять структуру учебной дисциплины в соответствии с требованиями к входным и выходным компетенциям студентов.

«Как оказалось, доклады, освещающие средства автоматизации разработки учебных курсов и их содержимого, в том числе проектирования структур учебных курсов, на этой конференции представляются очень редко. Поэтому они вызывают большой интерес у широкого круга специалистов в области образования, а также у научных групп, продвигающих свои уникальные разработки в студенческой среде», — отмечает старший научный сотрудник НИИ наукоемких компьютерных технологий (НИИ НКТ), доцент кафедры высокопроизводительных вычислений (ВПВ) Алексей Духанов.

По словам Алексея Духанова, программа была представлена на конференции в виде проекта в стадии разработки (Work in Progress), и замечания от участников были приняты в работу. Обновленная версия алгоритма была представлена одним из соавторов проекта, аспирантом Вадимом Шмелевым, на девятой международной конференции IEEE Application of Information and Communication Technologies («Применение информационных и коммуникационных технологий»).

Вторая работа специалистов вуза — комплекс организационных решений для быстрой разработки первичных образовательных ресурсов. Доклад назывался «The Approach to Design of STEM Courses' Learning Resources based on Students' Activity with the use of Scientific Resources' Databases» — «Подход к разработке первичных учебных материалов для курсов в области науки, математики, технологий и инженерии с привлечением студентов и использованием баз научных трудов». Используя этот подход, можно не только быстро разработать новый курс на переднем крае науки, но и научить магистрантов-первокурсников успешно вести исследовательскую деятельность в современном международном научном обществе. Особое внимание уделяется улучшению навыков владения английским языком, развитию навыков чтения и анализа научной литературы, подготовке коротких научных обзоров, а также разработке проектных предложений для решения научно-технических задач.

«В рамках этой работы мы преследуем не только цели, касающиеся развития навыков студентов и оптимизации подготовки преподавателей при разработке новейших курсов на основе научных материалов. Наш подход пытается связать в единую систему структуру компонентов международной магистерской образовательной программы, общенаучные и профессиональные дисциплины учебного плана, практику и НИР студентов, а также мероприятия, направленные на адаптацию российских студентов к англоязычным международным образовательным и научным средам. Студенты не только получают расширенный спектр современных знаний, но и овладевают компетенциями современного инженера-ученого, способного самостоятельно работать над междисциплинарными научно-техническими проектами и генерировать новые знания», — поясняет соавтор работы, преподаватель кафедры ВПВ Анна Билятдинова.

На конференции FIE 2015 активно поднимались вопросы развития международных университетских образовательных инфраструктур для обеспечения студентов благоприятными социально-экономическими условиями обучения, трансфера актуальных научных знаний, а также междисциплинарной подготовки инженерных и научных кадров.

В Университете ИТМО подобные инфраструктуры успешно реализуются и развиваются в рамках международных научных подразделений гранта Правительства Р Ф Top 5/100/2020. Только за последние три года работы МНП TROIKA, НИИ НКТ и кафедры ВПВ успешно запустили четыре международных магистерских программы двойного диплома. Более половины студентов этих программ принимают активное участие в международных научных проектах, представляя свои работы как на крупных международных конференциях и молодежных школах, так и при подаче научных статьей в ведущие зарубежные журналы.

К примеру, как площадка для реализации и развитии решений в области создания уникальных и эффективных международных образовательных сред и автоматизации подготовки необходимых для них учебных ресурсов, в настоящее время постоянно функционирует международная молодежная школа в области компьютерного моделирования и высокопроизводительных вычислений (Young Scientists Conference — YSC). Последняя четвертая сессия прошла в Афинах с 24 июня по 3 июля 2015 года. Подробности читайте здесь.

Алексей Духанов,
НИИ наукоемких компьютерных технологий


Александр Пушкаш,
Редакция новостного портала Университета ИТМО