В рамках встречи специалисты компаний обсудили факторы, которые обеспечивают востребованность выпускников на рынке, умение студентов правильно выстраивать общение с потенциальными работодателями, мотивацию молодых людей при работе в компании, а также формы обучения студентов soft skills. По словам организаторов мероприятия, все высказанные представителями организаций идеи ценны тем, что они максимально приближены к реальной жизни и действительно будут полезны будущим выпускникам университетов.

«Не все студенты спустя четыре года учебы знают, чего они хотят. Поэтому буквально на первом курсе мы их подхватываем и объясняем в рамках спецкурса, что если они через четыре года хотят быть востребованными, то шаги в этом направлении нужно делать уже сейчас. После перехода от спецкурса к факультативным занятиям мы исходили из возможностей, которые у нас были. После этого пробного года я поняла, что нам надо двигаться дальше и делать эти факультативы исходя из того, что ребятам в будущем действительно пригодится. Поэтому мы решили собрать представителей компаний и вместе усовершенствовать наши курсы», — отметила директор Центра личностного развития Анастасия Причисленко.

В рамках обсуждения высказался каждый приглашенный гость. В ходе встречи выяснилось, что же волнует потенциальных работодателей и что им не нравится в поведении некоторых молодых специалистов в сфере IT. Оказалось, что в фирмах постоянно сталкиваются с незнанием банального делового этикета: студенты не перезванивают, когда это необходимо, не предупреждают, что не придут на собеседование, не говорят о том, что рассматривают несколько вакансий в разных компаниях. Но хуже всего, когда устроившийся на работу человек не хочет нести какую-то ответственность за свою работу. Также выяснилось, что молодые люди не умеют ставить цели, грамотно подавать себя и, более того, не знают, чего хотят. Все перечисленные проблемы объединяет то, что юноши и девушки зачастую не видят в постановке подобных вопросов какого-либо смысла.

«Я искренне верю, знания и навыки без сформированного мировоззрения не работают. Вот изучил человек тайм-менеджмент, узнал, как эффективно потратить каждую свободную минуту. У него появилось свободное время, но он совершенно не знает, как его потратить. Он просто не понимает, а зачем ему это свободное время. И вот это „а зачем?“, по моим наблюдениям, сквозит в поведении нынешней молодежи. Надо, чтобы ответ на этот вопрос фиксировался в головах у студентов. Это совершенно не связано с планированием, это связано с мировоззрением. Людей можно спросить на собеседовании о том, чего они хотят. А они говорят общие слова, которые порой оказываются „пшиком“. Все это нередко происходит потому, что в школьном и университетском образовании не хватает сильной личности педагога. Сегодня слишком много технологий, а личности за ними зачастую нет», — высказался директор Центра ментальных технологий Олег Аюпов.

После выявления проблем молодых специалистов в сфере IT при трудоустройстве участники обсуждения объединились в четыре группы, выделив несколько блоков навыков, которые следует развивать в студентах: цели и ценности, командная работа, этика, коммуникация. За 20 минут работы каждая команда выработала свои варианты устранения недостатков.

Так, группа, которая занималась вопросом командной работы, выяснила, что отношения между коллегами должны быть прозрачными. Важную роль, например, играет поощрение хорошей работы, а также грамотные замечания, способствующие росту. Кроме того, нужна и обратная связь между участниками: от взаимодействия и помощи коллегам до вопроса к начальству о том, как идут дела в компании. Последнее влияет на эмоциональное состояние сотрудников — зная, что в компании дела идут хорошо, ему не стоит переживать о том, что он может лишиться работы. Всему этому можно обучить в вузе, уверены участники группы, нужно всего лишь создавать условия для командной работы над проектами в вузе.

Какими же коммуникативными навыками должны обладать люди, поступающие на работу? Команда, исследовавшая вопросы коммуникации, назвала следующие параметры: умение хвалить, а не только критиковать, умение резюмировать, слушать и слышать, развивать эмоциональный интеллект.

«Как правильно доносить до людей важную информацию, как обрабатывать ее, как осознать свои сильные стороны в коммуникации — все эти навыки можно получить еще в институте», — отметила представительница команды.

С отсутствием знания деловой этики собравшиеся предложили бороться сообща, привлекая как можно больше экспертов, HR-специалистов крупных компаний, к формулированию того, какие правила поведения уместны на рабочем месте. Суть в том, чтобы информация о культуре компаний была доступна для студентов, чтобы любой из них мог устроиться в то место, которое ему ближе по духу. Заинтересованные компании предоставляют студенту некий технический райдер, а молодой человек уже буквально вычитывает пункты, которые ему соответствуют. По сути, как отмечают члены группы, эта идея может стать проектом для сервисов поиска работы: так, на страничке каждой компании размещалось бы правдивое описание ее корпоративной культуры.

Самое объемное коллективное творчество представили члены команды, которая исследовала вопросы целеполагания и ценностей. Для начала человек должен понимать, кем он может стать в рамках компании, а также осознавать спектр своих возможностей и сильных сторон. Благодаря этому человек сможет двигаться вперед. Кроме того, ему нужно научиться аргументированно формировать свою личную позицию через определенные ценности. Также важно умение ориентироваться на рынке труда, чтобы человек знал, какой спектр профессий ему доступен после обучения в университете. А чтобы была мотивация работать, в рамках факультативов нужно освещать истории успеха и провалов известных людей вроде Стива Джобса или Давида Яна.