«Все началось с того, что на электронный адрес ОЛИМП пришло приглашение на круглый стол: мне предложили не только выступить с докладом, но и модерировать дискуссию. В своем выступлении я открыто затронул все важные вопросы — про образование, сложности в системе грантов и прочие вызовы, с которыми сталкиваются те, кто задействован в дополнительном образовании и молодёжном научно-техническом творчестве», — отметил Кирилл Бодров.

Педагогика для дополнительного образования

Как рассказал Кирилл Бодров, в рамках круглого стола обсуждались вопросы, как с помощью мейкеров и энтузиастов мотивировать молодежь поступать в университеты, правильно выбирать профессию, работать на предприятиях, создавать собственные проекты и фирмы. Немало волновал участников такой вопрос, как оплата труда людей, задействованных в дополнительном образовании. Ведь нередко эта деятельность носит волонтерский характер, заметил инженер. Была затронута и проблема квалификации педагога: бывает, что кружок для детей ведет, например, моряк — специального педагогического образования у него нет, но свое дело он делает хорошо. Между тем, у тех, кто задействован в такой работе, должны быть определенные знания и компетенции, которые вряд ли появятся без системного, пусть и краткого, обучения педагогике.

Университет ИТМО. Кирилл Бодров
Университет ИТМО. Кирилл Бодров

«Эксперты круглого стола пришли к общему мнению, что в регионах нужно внедрять центры профессиональной переподготовки и дополнительного образования, в том числе педагогического. Получить такое образование в той же Чувашии, например, не составляет больших трудностей: обучиться основным навыкам и получить необходимый документ там можно примерно за полгода. Таким образом, с детьми будут взаимодействовать те, кто знает главные аспекты детской психологии и другие прописные истины работы с несовершеннолетними. Надо соблюдать баланс. Брать на такую работу только тех, у кого есть педагогическая „вышка“, невозможно, иначе все дополнительное образование попросту провалится. Но и людей без каких-либо базовых знаний в педагогике тоже „подпускать“ к детям нельзя», — заметил Кирилл Бодров.

Что касается опыта ОЛИМП, в лаборатории работает следующая схема: старшие товарищи, которые имеют право преподавать, передают свой опыт руководителям мастерских, работающих с детьми. Этот баланс, пусть и в промежуточном состоянии, позволяет выстраивать эффективную коммуникацию, учить творчески мыслить и увлекать инженерной работой детей, улучшая при этом педагогические навыки студентов.

Лаборатория ОЛИМП. Источник: социальные сети
Лаборатория ОЛИМП. Источник: социальные сети

Гранты и их трудности

Следующая проблема, которую Кирилл Бодров обсудил с коллегами в рамках круглого стола, касалась системы грантов. Так, существенное неудобство для организаторов кружков и секций дополнительного образования составляет тот факт, что грант дается либо на зарплаты, либо на оборудование. Тем не менее, одно без другого быть не может. По мнению соруководителя ОЛИМП, «победить» грантовые трудности лучше всего получится в кооперации — например, если в разных секциях есть грант на зарплату и грант на оборудование, логичнее всего им будет скооперироваться и создать единый центр.

«Дело в том, что грант сейчас — это такая вещь, которая не только сильно обросла бюрократией, но и зачастую мешает заниматься работой из-за огромного количества „бумажных“ тонкостей. Кооперация как открытое взаимодействие очень эффективна, причем актуальна она и для разных вузов. Почему бы двум отдельным университетам схожего профиля не создать своими силами единый центр дополнительного образования? Студенты ни от кого не убегут, а только убедятся, что администрация их альма-матер открыта для сотрудничества и мыслит прогрессивно», — подчеркнул Кирилл Бодров.

Лаборатория ОЛИМП. Источник: социальные сети
Лаборатория ОЛИМП. Источник: социальные сети

Ориентированность на человека

Как заметил инженер ОЛИМП, в дополнительном образовании важен индивидуальный подход. Обучение должно проходить не ради отчетности, а для того, чтобы развивать в людях интерес к определенным специальностям, мотивировать их быстрее и легче получать знания и давать им возможность радоваться результатам работы.

«В своем выступлении я говорил коллегам, что вначале пути не стоит ждать суперпроектов. Это должно развиваться несколько лет, чтобы те, кто пришел вначале и сделал маленькую игрушку, получили с ее помощью определенные навыки, со временем усложнили свое устройство, а потом перешли к серьезным промышленным разработкам, которые поддерживались бы компаниями. Предприятия могут на последнем этапе делиться своими коммерческими кейсами, потихоньку прививая серьезные задачи молодым специалистам», — добавил соруководитель лаборатории.

Общими силами

Главным секретом решения многих проблем, в том числе и дополнительного образования, является кооперация регионов, уверен Кирилл Бодров. Так, если на Петербургском экономическом форуме четко прослеживается региональная конкуренция, то на форуме в Чебоксарах эта тенденция не прослеживалась.

«Если есть рейтинги, есть и конкуренция. Но во время кризиса именно кооперация поможет экономике выправиться, так как это более жизнеспособная стратегия в суровых условиях. Мы в ОЛИМП поддерживаем идеологию открытости и кооперации, которая нам существенно помогает. И меня радует, что Университет ИТМО ведет схожую политику — открыто смотрит на вещи, смело показывает себя, делает то, что другие делать не решались», — отметил инженер.