Чтобы стать студентом недельного курса, необходимо соответствовать нескольким критериям. Так, для организаторов важен опыт работы в науке, научной журналистике или сфере научных коммуникаций, который должен быть отражен в подробном резюме. Вторая составляющая заявки — мотивационное письмо на английском языке. Попасть в школу можно бесплатно, по результатам конкурса, или на общих основаниях. В этом году слушателями курса стали начальник отдела по связям с общественностью Екатерина Боглаева и заместитель директора Центра по научным коммуникациям Дарья Денисова.

«Впервые о школе журналистики в Эриче я услышала на первом в России курсе по научной коммуникации „Миссия SciComm“, который проходил в Университете ИТМО в ноябре прошлого года. О ней рассказал один из преподавателей, руководитель коммуникационного департамента Erasmus University Medical Center Фред Балверт. Описание школы звучало многообещающе, и я решила поехать. Благодаря участию в ней я смогла погрузиться в среду, в которой работают научные коммуникаторы, а также стала лучше понимать образ мышления специалистов такого профиля и самих ученых. Кроме того, в Эриче приехали научные журналисты из других стран, с которыми мы обсудили последние научные релизы Университета ИТМО и обменялись контактами», — рассказывает Екатерина Боглаева.

Университет ИТМО. Екатерина Боглаева и Дарья Денисова
Университет ИТМО. Екатерина Боглаева и Дарья Денисова

В этом году тема летней школы звучала как «Фундаментальная наука: от передовых технологий к сердцу общества». Как и в предыдущие годы, среди лекторов были и прославленные научные журналисты, и ученые, и профессиональные коммуникаторы. Так, ликбез в сфере фундаментальных наук проводили Марко Дюранте из Института фундаментальных и прикладных наук Тренто, президент Национального института ядерной физики Фернандо Феррони и другие известные исследователи, которые рассказали о гравитационных волнах, ускорителях частиц и их применении в различных областях и о других «горячих новостях» науки. С мастер-классами по научной коммуникации выступили Фред Балверт, представитель британского Совета по науке и технологиям (STFC) Терри О’Коннор, сотрудник Национального института ядерной физики Элеонора Косси, которая раскрыла секреты того, как готовилась коммуникационная кампания по анонсированию новости о регистрации гравитационных волн, и другие. Пул зарубежных журналов представляли сотрудники New Scientist, Nature и Scientific American, также в программу школы вошли мастер-классы от редакторов этих изданий. Теорию участники школы закрепляли практикой в виде интерактивных заданий. Например, побеседовав с учеными, слушателям было необходимо проработать тему и написать питч (описание задумки текста) для какого-нибудь издания так, чтобы он был потенциально интересен для редколлегии и аудитории журнала. Как отмечают представители Университета ИТМО, ценность таких заданий состояла в том, что в них обыгрывались вызовы, которые встают перед научными коммуникаторами в ежедневной деятельности.

Университет ИТМО. Участники школы научной журналистики в Эриче. Источник: личный архив
Университет ИТМО. Участники школы научной журналистики в Эриче. Источник: личный архив

«Мы работали с реальными кейсами: например, на одном из занятий продумывали презентацию технологии, которая помогла отреставрировать скульптуры Огюста Родена, чтобы затем правильно их реставрировать. Перед нами был настоящий научный пресс-релиз и задача — представить проект так, чтобы разработкой ученых заинтересовались СМИ, а следом — широкая аудитория. Исследователи, результат работы которых мы должны были продвигать, применяют целый спектр измерительных технологий, чтобы проанализировать материал, послуживший основой для скульптуры и необходимый для реставрации. Мы посмотрели видеозапись самого анализа и реставрации, где применялся лазер для очистки статуи. Это довольно зрелищный процесс, и мы использовали потенциал технологии в нашей презентации», — поделилась Дарья Денисова.

«Научные новости нужно подавать творчески, вносить некий WOW-элемент, который удивляет, — тогда они будут интересны и журналистам, и общественности, — добавляет Екатерина Боглаева. — Так, в нашу презентацию мы включили небольшой перформанс: двое участников нашей команды изображали копии статуи „Мыслитель“ Родена - одна была в хорошем состоянии, а другая разрушена. В конце мы чудесным образом „оживляли“ последнюю. Этот ход произвел впечатление на наших зрителей и на жюри: по оценкам судей, наша презентация заняла первое место».

Школа в Эриче собрала в одном месте опыт научных коммуникаторов из порядка 20 стран, знакомство с которым дало российским специалистам лишний повод провести параллели между реалиями научной коммуникации в России и за рубежом. Так, одна из японских коллег, научный коммуникатор из Токийского университета, рассказывала о процессе конвертации японского научного релиза в англоязычный вариант — оказывается, вследствие особенностей языка и сложившейся культуры даже его структура подчиняется логике, непривычной для западных коллег.

Коммуна Эриче, на территории которой раньше располагался монастырь, теперь стала местом научного притяжения: на вершине скалы с видом на Средиземное море расположился Центр по проведению научных конференций в самых разных областях. Например, один из аспирантов Университета ИТМО Василий Леоненко ездил в этот небольшой сицилийский городок на курс по высокопроизводительным вычислениям. Участники школы в Эриче жили в бывших монастырских помещениях и работали в конференц-зале, обустроенном прямо в стенах церкви. Как отмечают сотрудники Университета ИТМО, место сохранило в себе атмосферу спокойствия, которая помогает сосредоточиться на поиске scientific truth — «научной истины», ради которого и приезжают сюда специалисты со всего мира.

Сицилия. Источник: социальные сети
Сицилия. Источник: социальные сети

По словам Дарьи Денисовой, опыт и контакты, полученные в Эриче, помогут в реализации магистратуры по научной коммуникации, которая стартует в сентябре.

«Многие участники школы обучались на подобных программах за рубежом или преподают на них сейчас — было любопытно сравнить подходы к составлению программы и акценты на тех или иных дисциплинах. Коллеги с энтузиазмом отнеслись к возможному сотрудничеству и по нашей просьбе обратились к нашим будущим магистрам с напутствием. В трогательных видеопосланиях они рассказывают о потенциале выбранной ими специальности: спектр карьерных траекторий велик, поле для исследований широко, а само образование за счет пересечения многих компетенций своевременно и актуально. Например, Фабио Турроне, организационный директор Школы (в этом году он стал участником программы Knight Scientific Journalism Массачусетского технологического университета), верит, что научная коммуникация — это в первую очередь ответственность перед обществом и учеными. Для многих научных коммуникаторов школа в Эриче становится точкой переосмысления своей деятельности — мы не стали исключением», — резюмирует она.