Перейти к содержимому страницы.

Шарапановская Елена Владимировна

Шарапановская Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей квалификационной категории, директор центра социальной поддержки обучающихся.

 

Образование и трудовой путь

Окончила Смоленский государственный педагогический институт в 1982 году. В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 «Психолого-педагогические последствия реализации педагогами различных моделей профессионального поведения».  

В 2005 г. получила ученое звание доцента ВАК.

Общий педагогический стаж – 29 лет. Опыт работы в вузе – 26 лет.

Имеет большой опыт управленческой, методической, практической и преподавательской работы в качестве директора образовательно-научного центра, доцента, руководителя городской методической службы психологов образовательных учреждения; практического психолога. Явилась одним из основных организаторов психологической службы в образовании в Алтайском крае и г. Барнауле. Работала в  АлтГПУ, Московском  психолого-социальном университете(филиал), АИЭ Санкт-Петербургского университета управления и экономики, РГПУ им.А.И.Герцена.

В вузе являлась руководителем ВКР бакалавров, магистрантов, специалистов; факультетским руководителем производственной практики специалистов, магистрантов, руководителем психологической службы факультета. Совмещала  преподавательскую деятельность с работой директора центра социального и психологического здоровья молодежи.

Является автором и научным руководителем оригинального  проекта  социально-психологического движения (победитель различных конкурсов:  АТР-2012 (международный молодежный управленческий фору (свидетельство), гран-при на Всероссийском конкурсе «Доброволец России-2012»(декабрь 2012).

В 2012 г. приняла участие в 14-м Национальном психологическом конкурсе "Золотая психея" под эгидой «Психологической газеты» и Института практической психологии "Иматон"(г.Санкт-Петербург) в номинации «Проект года в психологической практике»(2013), где руководителю проекта Шарапановской Е.В. было предложено проведение мастер-класса. В 2012-201313 году принимала активное участие в конкурсе социальных проектов «Ты нужен людям!» (Университет ИТМО, Санкт-Петербург) в качестве научного руководителя, консультанта, эксперта.

В 2013 г. являлась научным руководителем двух конкурсных команд Университета ИТМО с социальными проектами «Экология души» и «Bon Ton в вузе».

В 2014 г. выступила в качестве организатора Всероссийского межвузовского фестиваля с международным участием «Студенческий  мир: мы разные, но мы вместе!» и научно-практической конференции «Студенческий мир: единство и многообразие».

Подготовленные под  ее научным руководством работы  получили дипломы за лучшие работы в секциях НПК фестиваля.

Занимаемая должность в Университете ИТМО: директор центра социальной подержки обучающихся.

Зоны ответственности в рамках занимаемой должности: организация социальной поддержки обучающихся, медицинской деятельности в вузе, участие в формировании социальной политики Университета; оказание помощи администрации в решении вопросов сохранения социального здоровья обучающихся Университета, повышения уровня их социальной защищенности; участие в реализации просветительских и профилактических мероприятий, социальных проектов университета, направленных на развитие нравственности, духовности, патриотизма, а также оздоровление обучающихся и сотрудников, пропаганду здорового образа жизни, развитие студенческого самоуправления.

Повышение квалификации за последние 5 лет:

  • Переподготовка «Преподаватель высшей школы», АлтГПА, 2010.
  • Супервизия в экзистенциальной психологии. Факультет психологии Marrywood University(Pennsylvania), ТГУ, АГУ,2010.
  • Практическая психология "Технологии успеха". Санкт-Петербург. Институт практической психологии "Иматон", 2012.

 

Опыт научно-исследовательской деятельности:

  • Членство в национальной Федерации России по научной аналитике в рамках МАНВО /Психология с 2013 (сертификат).
  • Работа в лаборатории «Теоретико-методологические и прикладные проблемы психологии образования»(АлтГПУ).
  • Область научных интересов: психология профессионализма (исследование и развитие инновационного потенциала); изучение профессионально-личностного потенциала педагогических работников; развитие психологической службы в образовании; ресурсы жизнестойкости личности; экзистенциальная психология.
  • Исследование жизнестойкости  обучающихся Университета ИТМО.
  • Исследование коммуникативно-перцептивной компетентности обучающихся Университета ИТМО.

В числе основных результатов:

  • Монографии - 2 (Германия, Saarbrucen, Deutschland LAP LAMBERT  Academic Publishing GmbH Co.KG,2011; Барнаул, 2009).
  • Учебные пособия – 5  (Москва: ТЦ Сфера, 2005, Барнаул, 2003-2011).
  • Редактирование сборников научно-исследовательских и творческих конкурсных работ – 2 (Барнаул, Санкт-Петербург).
  • Более 60 научных статей.
  • Участие в Российских и Европейско-Азиатских первенствах по научной аналитике и награды на лучшие научно-исследовательские работы в области психологии.

 

Преподавательская деятельность

Курсы и дисциплины, преподаваемые ранее: Социальная психология, Зарубежная социальная психология,  Конфликтология, Социология управления, Юридическая психология, Психологическое консультирование,  Социально-психологическая дезадаптация, Психология общения, Педагогическая психология, Педагогика и психология, Организация психологической службы, Психологическая служба в образовании, Психология коммерции, Факторы риска в психическом здоровье ребенка, Научно-исследовательская работа в психолого-педагогической деятельности.

Руководство аспирантами и магистрантами:

  • Имеет опыт научного руководства магистрантами – 6 человек. Все магистерские диссертации были защищены на «отлично». Учебу в аспирантуре продолжили 4 человека.
  • 2 место(магистрант) на Всероссийском конкурсе студенческих научно-исследовательских работ по психологии (2010) в рамках Федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы.
  • Осуществляла научное руководство проектом, представляемым магистрантом «Молодежное социально-психологическое движение «Улыбнись жизни!

 

Общественная деятельность

  • Член Региональной общественной организации «Собрание потомков выдающихся авиаторов, воздухоплавателей, мореплавателей».
  • Международный межвузовский фестиваль «Мы разные, но мы вместе!»
  • Организация участия Университета ИТМО в движении «Бессмертный полк».

 

Сферы интересов

  • Развитие позитивных социальных проектов (автор социального движения «Улыбнись жизни!»)
  • Изучение родословной, вопросы увековечивания памяти погибших в  ВОВ

 

Награды и достижения

  • Диплом «SHIENTIFIC THOUGHT LЕADER»  МАНВО, 13.02.2014
  • Bronze diploma of the 1-st stage of the Nathional Sientific Analytic Championship of Russia in Psychological Branch in London (International Academy of Sience and Higher Education,   04.04.2013)( Открытое Европейско-Азиатское первенство по научной аналитике МАНВО, Лондон )
  • Diploma "Sophist" in the framework of the Open European-Asian Scientific Analitics Championship (INTERNATIONAL ACADEMY of  SIENCE AND HIGHER EDUCATION London,  от 02.04.2013)
  • Cвидетельство международного управленческого форума АТР (проект "Молодежное социально-психологическое движение "Улыбнись жизни!" вошел в число пяти лучших  социальных проектов международного молодежного управленческого форума "АТР-2012.Алтай.Точки роста"29.06.2012)
  • Диплом "Scientific Progress" (Экспертной комиссии Internatiоnal Academy оf Sciences and Higer Education,London. Internatoonal Conference Project,  30.11.2011)
  • Почетная грамота (Министерство образования и науки РФ,  28.10.2008)
  • Свидетельство (Экспертного совета программы «Шаг в будущее» МГТУ им.Баумана г.Москва, 10.04.2003)
  • Почетные грамоты Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края (1994,1997,1999,2003,2009,2011)

 

Избранные публикации

Всего более 90 публикаций, 2 монографии. 5 учебных пособий, 21 учебно-методическое пособие.

  • Шарапановская Е.В. Психолог как личность и профессионал. Монография - Saarbrucen, Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co.KG, 2011. - 189 с.
  • Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
  • Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков. Диагностика и коррекция. Методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  • Шарапановская Е.В., Брылева О.А., Грекова А.А., Колмогорова Л.С., Колмогорова Л.А., Мельникова Ю.А., Трофимова Ю.В., Землякова Г.П. Теоретические основы и практические аспекты деятельности психологической службы в системе педагогического образования/ Коллективная монография в соавторстве под ред.  Брылевой О.А.:Брылева О.А, Грекова А.А, Колмогорова Л.С., и др. - 2009. - 303 с.
  • Шарапановская Е.В. Психолог образования: личность и профессионализм. Учебное пособие  - Барнаул: БГПУ, 2007. - 296 с.
  • Шарапановская Е.В. Значение речи в профессиональной деятельности психолога // XIV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и современные тенденции развития психологии и педагогики» Лондон (Великобритания), Киев (Украина)–24-28 ноября 2011 г.- С.204-205. - Киев-Лондон, 2011. - С. 204-205.
  • Шарапановская Е.В. Психологическое благополучие у студентов с разными показателями жизнестойкости, стратегиями совладающего поведения и атрибутивным стилем объяснения успехов и неудач / В соавторстве: Рыбакова Н.В. - Москва: Сборник «Психологические проблемы безопасности в образовании», т.2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 16 - 17 ноября 2011 года, М. 2011.–, 2011. - С. 120-123.
  • Шарапановская Е.В. Значение речи в профессиональной деятельности психолога // XIV Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и современные тенденции развития психологии и педагогики» Лондон (Великобритания), Киев (Украина)–24-28 ноября 2011 г.- С.204-205. - Киев-Лондон, 2011. - С. 204-205.
  • Шарапановская Е.В. Развитие жизнестойкости и личностных ресурсов совладания у молодежи через участие в социально-психологическом проекте // «The Person in conditions of the interpersonsl relationships intensification»Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and a stage of the Championship in psychological and political scitnces. - ЛОндон: IASHE, 2013. - Социальная и политическая психология. - С. 46-48. - 4,5 с. - ISBN 978-1-909137-22-6. - URL: http://gisap.eu/ru/node/21153.
  • Шарапановская Е.В. Профилактика аддиктивного поведения у студентов посредством их участия в социальных проектах. - Москва, 2013. - С. 166-168. - 185 с.
  • Шарапановская Е.В. Содействие становлению жизненной позиции у молодежи через экологию информационного пространства. - Лондон: c.4,52-53(п.10.6) и стр. 133-134 п.10.6 2013.
  • Шарапановская Е.В. Коммуникативно-перцептивная компетентность студентов и ее развитие во внеучебной и социальной деятельности. «Problems of Correlation of Interpersonal Interactions AND educational technologies in Social Relations»Peer-reviewed digest(collective monograph) published following the results of the LXXY International Research and Practice Conference and 1 stage of the Championship in Pedagogical and Psychological sciences (London., January 27 –February 03,014). - Лондон: London, IASHE, 2014. - С. 89-90. - ISBN 978-1-909137-43-1. - URL: http://gisap.eu/ru/node/40122#comment-40943.
  • Cтуденческий мир: единство и многообразие". Материалы всероссийской научно-практической конференции Всероссийского межвузовского фестиваля с международным участием "Студенческий мир: мы разные, но мы вместе!" / Под ред. Д.А.Светлова, Е.В.Шарапановской. - Санкт-Петербург, 2015. - 200 с.

Публикации

Шарапановская Е.В., Светлов Д.А.Мы разные, мы вместе: Россия-Китай. материалы Всероссийского межвузовского конкурса научно-исследовательских, научно-практических и творческих работ Всероссийского межвузовского фестиваля "Мы разные, мы вместе: Россия-Китай"//сборник - 2016

Шарапановская Е.В. Коммуникативно-перцептивная компетентность студентов как средство повышения эффективностимежличностного взаимодействия в полинациональной среде вуза. // Сборник Всероссийской научно-практической конференции Всероссийского межвузовского фестиваля с международным участием. - 2015. - С. 63-66

Шарапановская Е.В.Студенческий мир: единство и многообразие. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Всероссийского межвузовского фестиваля с международным участием "Студенческий мир: мы разные,но мы вместе!" - 2015

Шарапановская Е.В. Исследование личностных характеристик студентов как их ресурсов жизнестойкости // 4. Международный научный конгресс МАНВО «Психофизиологические, педагогические, психологические проблемы безопасности современного человека» (Лондон, 27.01.-03.02.2014). - 2014. - С. 66-69

Шарапановская Е.В.Добровольчество как фактор развития жизненной позиции и ресурсов совладания - 2013. - С. с.54-56

Шарапановская Е.В.Информационная экология как содержание добровольческого проекта - 2013. - С. с.155-157

Шарапановская Е.В. Профилактика аддиктивного поведения у студентов посредством их участия в социальных проектах - 2013. - С. 166-168

Шарапановская Е.В. Развитие жизнестойкости и личностных ресурсов совладания у молодежи через участие в социально-психологическом проекте // «The Person in conditions of the interpersonsl relationships intensification»Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and a stage of the Championship in psychological and political scitnces - 2013. - № «The Person in conditions of the interpersonsl relationships intensification»Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and a stage of the Championship in psychological and political scitnces. - С. 46-48

Шарапановская Е.В. Содействие становлению жизненной позиции у молодежи через экологию информационного пространства - 2013

Шарапановская Е.В. Супервизия как средство повышения ресурсов жизнестойкости преподавателей вузов - 2013. - С. 283-286