31 октября в креативном пространстве «Ткачи» прошла лекция Сергея Стафеева, заведующего кафедрой физики Университета ИТМО, посвященная истории взаимодействия искусства и науки с древних времен.

Лекция проходила в рамках международного проекта CreativeMornings, концепция которого заключена в проведении ранних утренних встреч с кофе, йогуртом и самое главное – с интересными людьми. В этом году тема «креативных утренников» – Crossover, включающая в себя лекции о пересечении подчас даже самых казалось бы не зависящих друг от друга понятий. Сергей Стафеев решил показать точки соприкосновения точных наук и искусства, которых, как оказалось, в истории великое множество. Актуальность затрагиваемой проблемы подтвердили гости, пришедшие на лекцию: свободных мест не было, люди сидели на подоконниках.

Начав свое выступление с рисунка Альбрехта Дюрера «Художник и знаток», Сергей Константинович рассказал о появлении научных теорий Эвклида, основанных на ошибочном представлении древности о том, что человек испускает зрительные лучи и, ощупывая ими предмет, составляет образ в мозгу. Также он объяснил логику античной сценографии, в которой зритель смотрел на театральное действо сверху и подпитывал энергию актеров силой своих зрительных лучей. Сергей Стафеев прошелся по главным вехам мирового искусства и показал, где и как пригодилась точная наука. Например, «перспектива» Ренессанса в переводе с древнегреческого означает «оптика». А во времена господства готики в архитектуре при изготовлении витражей активно применялись идеи световой метафизики. Проводя связи межу искусством и наукой, профессор делал все более тонкой ту грань, которую часто проводят между искусством и наукой.

Сам Сергей Константинович считает, что деление на «физиков» и «лириков» имеет под собой объективную основу, однако оно должно восприниматься условно:  «Конечно, век ученых-энциклопедистов, которые могли быть хороши во всем, прошел. Хотя бы из-за объема информации, который накоплен за историю существования человека. В современной науке существует довольно сильная дифференциация, в ней происходят дивергентные процессы. Но их обязательно нужно дополнять конвергентными процессами. Необходимо, чтобы хотя бы иногда в одном месте и в одно время собирались люди из разных областей знаний и обменивались информацией. Трудно представить, что человек может быть профессионалом и в «физике», и в «лирике», однако следует стремиться к тому, чтобы быть гармоничной личностью».

Сергей Стафеев также рассказал о том, как Университет ИТМО взаимодействует с культурными институтами Санкт-Петербурга, формируя образ гармонично развивающегося вуза. Так, например, зимой этого года будет реализовано соглашение с музеем «Фаберже», заключенное  в конце сентября, о частичной замене экспонатов музея голограммами высокой точности.  Также в планах вуза  договоренность о сотрудничестве с «Эрмитажем»: университет предлагает заменять картины музея, уехавшие на выставку или на реставрацию, их голографической  копией. «Гораздо эстетичнее и эффектнее, чем наклеенные бумажки с объявлением», – замечает профессор. Университет ИТМО договаривается еще и о возможности создания «Мира науки для детей и юношества» на базе «Лахта-центра», штаб-квартиры «Газпром-нефть». Компания готова выделить помещение площадью  около 4 000 квадратных метров для просветительской деятельности, которую ведет Университет ИТМО. 

Пресс-служба Университета ИТМО