Конференции, публикации январь - август, 2018 Перейти к содержимому страницы.

Конференции, публикации январь - август, 2018

В августе 2018 года психолог центра Джумагулова Алена Федоровна приняла участие в летней школе университета Ювяскуля по разработке интерфейсов ассистивных технологий для инвалидов «COG2: Emerging technologies for inclusive and accessible design - AI, sensors, IoT, and multimodal interfaces» (Когнитивная наука: Новые технологии для инклюзивного и доступного дизайна – искусственный интеллект, сенсоры, интернет вещей и мультимодальные интерфейсы). Преподаватели данной летней школы являются признанными экспертами в области увеличения доступности интерфейсов программного обеспечения и технологичных устройств. В рамках этого курса были прочитаны лекции по особенностям восприятия людей с инвалидностью: слабовидящих, слабослышащих, маломобильных людей и людей с трудностями в обучении. А затем, организована стартап-сессия для разработки прототипов доступных устройств с использованием новейших технологий цифрового зрения, цифрового слуха и синтеза речи (голосовой помощник в системах «умный» дом), технологий ввода и вывода информации с использованием вибрационной и тактильной чувствительности.

В процессе работы Алена Федоровна разработала проект «Носимые тактильные устройства для слабовидящих» (Wearable tactile solutions for visually-impaired people), использующих технологию программируемых вибромоторов, связанных электрической сетью. В процессе работы была создана карта расположения вибромоторов, носимых на руках в виде перчаток, браслета или напульсника.

Итогом стартап-сессии были выступления  слушателей летней школы с  презентациями проектов по поиску и определению доступности программного обеспечения и технологичных устройств для различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья:  нарушениями слуха и зрения, для людей с аутизмом, дислексией и трудностями в обучении.

 


9 августа представитель центра посетил Международный инклюзивный форум открытых возможностей «Творчество – мир без границ!». В команду организаторов форума входят Президент Национальной Инва-Академии «Искусств и социальной реабилитации подрастающего поколения РФ»), председатели Адыгейской республиканской организации ВОИ) и т.п. В качестве гостей данного мероприятия из Италии были приглашены Президент комитета имени Св.Фермины и Президент Союза художников в Ладиасполи, а также Заслуженная артистка Республики Адыгея.

Форум представлял собой площадку для обмена мнениями в области интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе посредством социально-культурную деятельности. Участники форума обсуждали  методологические подходы для приобретения навыков социализации  через различные виды творчества (арт-терапия, художественный, прикладной и т.д. ), т.к. культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение. Организованные мероприятия, направленные на совместное участие инвалидов и здоровых людей в творческой деятельности, способствуют стиранию психологических барьеров в общении здоровых людей и инвалидов, что в свою очередь приводит к достижению равноправия в различных сферах общественной жизни.

 


9 августа 2018 года сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетили заседание Совета бизнеса по вопросам инвалидности, организованного по инициативе Центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i».

Совет бизнеса по вопросам инвалидности – это организация, целью которой является продвижение трудоустройства людей с инвалидностью и адаптация услуг для клиентов с инвалидностью в среде бизнеса.

В структуре совета выделяются крупный, средний и малый бизнес - членами совета являются такие организации, как, например: DPD, HeadHunter, E&Y, Почта банк, OBI, Nike, Hyundai Motor CIS, IBM, PwC, Unilever, SAP, Siemens, Novartis Pharma LLC, кадровые агентства Antal Russia, Selectiff, Ancor, COLEMAN Services, и многие другие.

Непосредственной повесткой 9 августа стал анализ деятельности Совета бизнеса с 2015 по 2018 год и подведение итогов проделанной работы. Среди представленных сообщений отдельного внимания заслуживают доклады, касающиеся ситуации на рынке труда для соискателей с инвалидностью. Так, по данным его авторов, по состоянию на лето 2018 года насчитывается порядка 26 000 вакансий (большинство в Москве и Санкт-Петербурге), доступных соискателям с инвалидностью, что составляет менее 2% от общего числа открытых вакансий, однако значительную их часть (порядка 30%) занимают вакансии в сфере IT. В то же время по данным комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга в городе на 1 июня 2018 года насчитывается порядка 94 990 инвалидов различных групп трудоспособного возраста, из которых обеспечены работой лишь 35 231 человек (лишь порядка 37%).   

Ещё одним важным дополнением в заседании совета стали презентации различных социальных организаций, таких как инклюзивные мастерские "Простые вещи" и центр "Антон тут рядом".

"Простые вещи" – это инклюзивные мастерские, которые открылись в Санкт-Петербурге в конце 2017 - начале 2018 года. Создателем этих мастерских является команда Анимационной студии "Да", которая уже более 10 лет работает с детьми и взрослыми с нарушениями здоровья. Среди областей творчества мастерских "Простые вещи" выделяются керамика, шитьё, кулинария, полиграфия и др.

"Антон тут рядом" – это первый в РФ центр творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом. Его миссия состоит в создании комплексной модели поддержки людей с аутизмом, развитие их творческого и человеческого потенциала, а также в целом информирование общества о такой проблеме, как аутизм. 

В заключение работы совета бизнеса по вопросам инвалидности стало выступление Susan Scott-Parker - основателя "Business Disability Forum", первой в мире ассоциации, которая объединяет бизнес, стремящийся к трудоустройству людей с инвалидностью.

Её доклад, ориентированный на работодателей и организации, был посвящён рассмотрению специфики и необходимости формирования инклюзивной корпоративной среды, различным эффективным возможностям трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ, а также особенностям обеспечения кадровой работы с такими сотрудниками, профилактике нарушений здоровья и производственного травматизма.

Представленные доклады вызвали живую дискуссию среди присутствующих представителей работодателей и других участников, что говорит о достаточно высокой степени актуальности указанных проблемных моментов.

 


13 июля 2018 года сотрудник Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО посетил выставку «Взгляды. Жизнь без границ», экспозиция которой представлена в Государственном музее истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость» (выставка проводится с 14 июня по 29 июля 2018 года).

Главная цель проводимой выставки – опровержение мифа и развенчание социального стереотипа о том, что люди c инвалидностью беспомощны, а их жизнь скучна и однообразна. Главная задача авторов работ – демонстрация силы воли, свободы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимости их полного принятия со стороны общества.

Нынешняя экспозиция 2018 года включает в себя 44 работы фотографов-любителей и профессионалов,выбранных по итогам ежегодного всероссийского фотоконкурса «Взгляды», который ассоциация ГАООРДИ проводит уже 11 лет. Каждый снимок, представленный на выставке, призван показать безграничность возможностей инвалидов, их стремление и волю к жизни, а также огромный адаптационный потенциал человека.

На представленных фотографиях авторы старались запечатлеть ежедневные дела и досуг, достижения и разочарования, эмоции и переживания людей с инвалидностью, дабы показать обществу, что эти люди живут полной жизнью – создают семьи, путешествуют, занимаются спортом и завоёвывают награды.

Подробнее

 


3 июля 2018 г. сотрудники центра участвовали в вебинаре «Возможности трудоустройства для выпускников вузов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», организаторами которого выступили Ресурсный учебно-методический центр РГПУ им. А.И. Герцена, Центр обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Центр занятости населения Санкт-Петербурга.

Для участия в вебинаре были приглашены представители компаний: организация ООО "Русское кружево"; Российская IT-компания CITYLIFE и Pегиональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива». 

В ходе вебинара каждая из представленных организаций предоставила краткую презентацию о своих видах деятельности и возможностях трудоустройства выпускников с инвалидностью.

Представитель ООО "Русское кружево" рассказала о вакансиях, которые они предоставляют выпускникам с инвалидностью в музейном центре  для разработки туристического маршрута по местам появления различных техник плетения кружев. Данной организации в основном требуются специалисты с экономическим и юридическим образованием.

Российская IT-компания CITYLIFE, разрабатывающая сервис для населения, который объединяет  технологии для улучшения качества жизни (покупка билетов, оплата ЖКХ, навигаторы и др.), предоставляет особые условия для соискателей работы, имеющих инвалидность: широкий спектр вакансий; рабочие места, как в офисах, так и удаленно; прикрепление куратора; карьерный рост и пр.

Представитель региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», занимающейся различными направлениями деятельности в области включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества, подробно рассказала о том, как они помогают трудоустроиться людям с инвалидностью. В частности, специалисты «Перспективы» организуют различные проекты: профориентационные экскурсии на предприятия; ярмарки вакансий; образовательные курсы и стажировки; образовательный проект «Путь к карьере» и др.

Участники вебинара, которые являлись выпускниками с инвалидностью, в основном, интересовались, какие вакансии могут предоставить данные организации. Выступающими было отмечено, что специалисты требуются в самых разнообразных сферах, с каждым соискателем они занимаются индивидуально и могут подобрать рабочее место в соответствии с возможностями и способностями конкретного обратившегося к ним выпускника. Отдельно представитель Центра занятости отметила комплект документов, который должен иметь при себе соискатель при обращении в Центр: паспорт, диплом, справка МСЭ, ИПРА (с отметкой в разделе «Содействие в трудоустройстве»).

В завершении вебинара участники поделились успешными примерами карьерного роста выпускников с инвалидностью, которые обращались в данные организации.

 


30 июня - 1 июля в Санкт-Петербурге прошел просветительский фестиваль интернет-газеты «Бумага» - «Кампус». Выступления фестиваля были посвящены теме «Правила и запреты», раскрывающей формальные и неформальные ограничения городской и социальной среды.

Сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования посетили лекцию «Как научиться правильно общаться с людьми с аутизмом?», которую проводила специалист по сопровождению, куратор проекта «Дружелюбная среда» центра «Антон тут рядом».

В своей лекции докладчик в содержательной форме рассказала о специфике взаимодействия с людьми, имеющими аутизм, способах приспособления городской среды, а также о подготовке и самих людей с аутизмом к жизни в городе. На семинаре было отмечено, что соблюдение нескольких простых рекомендаций приводит к построению более эффективного и плодотворного процесса общения и посещения новых мест. В качестве примера можно отнести создание «социальной истории» (фотоальбома с фотографиями, например, музея, где будет проходить экскурсия с подписями, о том, что запрещается разрешается делать в данном здании). При этом необходимо избегать использования нечетких формулировок или негативных выражений (вместо «не бегать» – «ходить спокойно»), так как положительная постановка запоминается и усваивается легче. Кроме того, можно использовать  видеомоделирование, представляющее собой небольшой видеофрагмент о новом месте для человека с аутизмом. Важно отметить, что данная форма поддержки будет полезна всем людям.

В завершении мероприятия, докладчики сделали вывод о том, что люди, имеющие аутизм – это всего лишь пример того, как можно создать комплексную модель помощи для всех жителей в городской среде, что может являться перспективным направлением в развитии городов.

 


В июне Центром сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО совместно с Ресурсным центром подготовки специалистов Охтинского колледжа, а также с Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования была опубликована книга «Основы разработки средств выявления особых образовательных потребностей у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», авторы - И. С. Макарьев, С. А. Гнездилова, А. Ф. Джумагулова, Д. Н. Митрошина, А. В. Мухаметшина, Д. С. Минин.

Книга посвящена разработке основ авторской концепции выявления особых образовательных потребностей у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Работая над созданием собственной концепции, авторы рассматривают особенности развития инклюзивного образования в РФ, анализируют нормативно-правовой базис в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также опыт определения особых образовательных потребностей у данной категории обучающихся. Отдельным важным инструментальным дополнением стала разработка и апробация авторского опросника «Выявление образовательных потребностей» (ВОП), который может быть успешно использован в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья для повышения эффективности образовательного процесса. Теоретико-методологической основой для создания концепции и опросника ВОП стала теория потребностей Г. Мюррея, а также разработанная авторами классификация особых образовательных потребностей.

Представленные в книге материалы могут быть успешно использованы в деятельности работников сфер общего и профессионального образования для повышения успешности и качественного развития образовательного процесса, а также эффективного выбора методов работы в инклюзивных группах.


25 июня состоялся вебинар "Особенности ассистивной поддержки абитуриентов из числа инвалидов по зрению и по слуху", организатором которого выступил РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена.

В ходе вебинара специалистами в области сурдо- и тифлопедагогики были обсуждены методические аспекты сопровождения абитуриентов с нарушением зрения и с нарушением слуха в ходе приемной кампании.

В начале выступления докладчики отметили, что абитуриенты с инвалидностью, как и любой другой человек, испытывают тревожность при выборе своего профессионального будущего, в связи с этим, они рекомендовали сотрудникам приемной комиссии построить свою речь из лаконичных и четких фраз, предоставить конкретную информацию о специальностях и правилах подачи документов в печатном виде.

Также были перечислены основные условия, которые необходимо предоставить абитуриенту с инвалидностью при сдаче вступительных испытаний: техническое оснащение (лупы; настольные лампы и др.); оформление заданий (укрупненный шрифт; перевод задание в электронный вид и др); ассистирование (знание ассистентом шрифта Брайля, русского жестового языка и калькирующей жестовой речи; правил взаимодействия с инвалидами по зрению и слуху и др.).

Кроме того, докладчиками были описаны трудности, которые испытывают абитуриенты на этапе поступления в вуз: низкий уровень профориентированности, завышенная или заниженная самооценка, гиперопека родителей.

Все сотрудники Центра были ознакомлены с данными рекомендациями и включили их свою работу при взаимодействии с данной категорией абитуриентов.

 


19 июня сотрудник центра принял участие в заседании экспертного клуба «Пространство решений», которое состоялось в бизнес-центре «Точка кипения». Работу экспертного совета программы «Технология возможностей» возглавили представители профильных государственных и негосударственных структур, бизнеса, образовательных организаций, а также организаций инфраструктуры поддержки социального предпринимательства. 

В рамках заседания экспертного совета на обсуждение были представлены шесть проектов выпускников программы акселерации «Технологии возможностей». Из них в качестве наиболее ярких примеров можно назвать такие, как:

Вышеуказанные проекты вызвали наиболее оживлённое обсуждение и множество вопросов со стороны экспертов и публики, а также дискуссию, направленную на дальнейшее совершенствование и реализацию предложенных прототипов. Представленные авторами проекты позволят улучшить качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в общественные процессы.

  


1 июня 2018 года сотрудник центра участвовал в международной конференции «Рыцари инклюзии», которая проходила в Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Медицинском Университете. На конференции рассматривались различные проблемы реализации и перспективы развития инклюзивного образования и коррекционной работы в России и за рубежом. Отдельным значимым дополнением стала публичная лекция зарубежных коллег, посвящённая особенностям инклюзивного образования в Израиле в аспекте использования альтернативной коммуникации в инклюзивных программах образования детей различного возраста.

Лекторами были рассмотрены темы, относительно нормативно-правового, материально-технического и психологического обеспечения инклюзии в Израиле. Отдельного внимания заслуживает представление различных технических средств, используемых в процессе инклюзивного образования – планшетов с речевыми досками для коммуникации с аутистами, визуальных карточек для работы со слабослышащими и др.

Особый интерес представляет применение в Израиле нескольких форм инклюзии в образовании школьников различного возраста – инклюзивного сада (для детей дошкольного возраста), а также полной (прямой) и обратной инклюзии (с включением ученика в среду полностью здоровых детей, а затем возвращением в инклюзивную группу по его желанию), социальной (связанной с осуществлением социального взаимодействия вне условий учебного учреждения), индивидуальной инклюзией (индивидуальной работы группы специалистов различного профиля с ребёнком).

Представленные авторами лекции общие подходы успешно используются при разработке и реализации инклюзивных программ в системе высшего образования Израиля.

 


30 и 31 мая прошли семинары на тему «Психология отношений», организованные сотрудниками Центра сопровождения инклюзивного образования. Умение выстраивать отношения – это залог успеха в социальных взаимодействиях. Данная тема особенно актуальна для студентов, так как адекватное выстраивание отношений в данный период обеспечивает будущую базу профессиональной деятельности, а также закладывает навыки и опыт в межличностном общении. Главной задачей семинаров было показать глобальную роль общения при выстраивании формальных и неформальных отношений. Студентов удивило многообразие форм и функций общения. Также на семинарах были разобраны некоторые стратегии коммуникации и особенности организации общения: от подходов к первому контакту до развития устойчивой связи в отношениях. Студенты почувствовали себя в роли коммуникатора и реципиента, определили цели и задачи общения, проанализировали наиболее важные точки при межличностном взаимодействии и отработали навыки невербального общения. В итоге, на занятиях удалось раскрыть суть понятия «отношения», определить его виды, рассмотреть коммуникацию как их основу и разработать наиболее эффективные стратегии поведения студента в многообразии, возникающих вокруг связей.

 


21 мая 2018 г. РГПУ им. А. И. Герцена было проведено пленарное заседание международного форума, посвященного 100-летию института дефектологического образования и реабилитации «Герценовская дефектологическая школа в российском и международном образовательном пространстве». Среди докладчиков выступали как представители РГПУ им. А. И. Герцена, так и специалисты из других государств (Польша, Чехия, Франция, Германия).

Главным направлением работы форума являлось история развития и состояние дефектологического образования в мире. Профессор из Польши раскрыла аспект, касающийся нормативной базы в области дефектологии в данной стране, специалист из Чехии представил статистику по оказанию материальной помощи, предоставляемой на опеку детей с ОВЗ, от государства. Кроме того, аспирантами из Польши были представлены материалы исследований в области пренатальной педагогики и психолого-педагогической помощи родителям детей, имеющих ОВЗ.

Заключительным этапом форума стал вебинар «Инклюзивное высшее образование: европейский и российский опыт» с участием представителей РУМЦ и ведущих специалистов в области образования лиц с ОВЗ из университетов Германии, Польши и Чехии. В процессе данного мероприятия участники провели сравнение отечественной и зарубежной практики инклюзии обучающихся с инвалидностью в высшие учебные заведения по 3-м вопросам: нормативно-правовая база, взаимодействие вузов со школой и содействие трудоустройства после окончания университета.

 


16 мая в Ленэкспо Администрацией Выборгского района СПб был организован круглый стол «Трудоустройство инвалидов – основные проблемы и пути решения», в котором приняла участие директор центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО с докладом «Взаимодействие ВУЗа с работодателями, как решение проблем трудоустройства инвалидов». Среди докладчиков были представители Администрации, Агентства занятости населения и предприятий Выборгского района, а также представители Комитета по труду и занятости населения  СПб, Государственной инспекции труда СПб, Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта и Университета ИТМО. Общее количество участников  - 70.

На мероприятии были освещены вопросы, связанные с трудностями, которые могут возникнуть у работодателей при трудоустройстве инвалидов.

Как отметила Никишина Н.Е., заместитель главы Администрации Выборгского района СПб: «Трудоустроенный человек, имеющий инвалидность, чувствует себя полноценным членом современного общества, поэтому важно осуществлять деятельность, способствующую повышению его конкурентоспособности на рынке труда. В связи с этим, к работодателям предъявляются определенные требования».

Докладчики рассказывали о мерах поддержки работодателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью, давали советы по регулированию трудовых отношений, а также делились опытом работы с инвалидами на примере организации «Контакт».

По итогам круглого стола были обобщены рекомендации по организации рабочего места для инвалида; определены организации, к которым работодатели могут обратиться за поддержкой при трудоустройстве инвалидов; выделена важность тесного взаимодействия работодателей с государственными учреждениями.

  


26-27 апреля в Санкт-Петербургском экономическом университете прошла XII международная научно-практическая конференция «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». 27 апреля в рамках конференции состоялся круглый стол на тему: «Инклюзивное обучение в профессиональном образовании». Помимо представителей экономического университета в круглом столе приняли участие специалисты из различных городов России. Также проводилась онлайн- трансляция выступлений из Москвы и Челябинска. Круглый стол проходил в атмосфере интенсивного и конструктивного диалога единомышленников.

Темы выступлений касались следующих направлений:

Участники конференции обменялись опытом организации инклюзии в сфере образования, а также  приводили разнообразные примеры из своей практики.

 


25 апреля  в ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России состоялась международная научная конференция «Технологии реабилитации: наука и практика». Цель конференции - объединение усилий ведущих ученых, практиков, руководителей среднего и высшего звена, обмен опытом и результатами исследований по всем аспектам реабилитации и вспомогательных технологий. Таким образом, была организована междисциплинарная платформа для обсуждения последних нововведений, тенденций и проблем в области реабилитации.

На конференции были представлены доклады, раскрывающие особенности системы и технологий реабилитации инвалидов и ранней помощи, а также ассистивные технологий в образовании и трудовой деятельности.

Психолог центра сопровождения инклюзивного образования на данной конференции в секции «Ассистивные технологии в образовании и трудовой деятельности» представила исследование о динамике трудоустройства выпускников инвалидов по материалам порталов поиска вакансий.

Мероприятие было полезно как с научной точки зрения, так и с точки зрения коммуникации с коллегами из служб занятости и представителями научных организаций, занимающихся разными аспектами социальной и технологической реабилитации.

 


С 23 по 25 апреля сотрудники Центра сопровождения инклюзивного образования посетили Международную научную конференцию молодых ученых «Психология XXI века: Психология как наука, искусство и призвание». Данное мероприятие является одной из первых молодежных психологических конференций в России и традиционно собирает широкий круг молодых специалистов не только из Санкт-Петербурга, но и со всей России. В последние годы все больше участников приезжает из стран ближнего и дальнего зарубежья, повышая тем самым статус конференции до международного.

Основная цель конференции - анализ актуальных проблем современной психологии как научного знания, перспектива будущего профессионального роста и реализации призвания личности.

Сотрудники ЦСИО приняли участие в секции «Человек в образовании», на которой активно обсуждались вопросы и задачи, касающиеся общеобразовательной, инклюзивной и коррекционной системы образования. В части инклюзивного образования сотрудниками ЦСИО был представлен доклад «Восприятие преподавателями своей профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования».

 


19 апреля Центр провел секцию «Идеи, процессы и подходы в инклюзивном образовании» XV Межвузовской конференции молодых ученых в рамках VII Конгресса молодых ученых.

В данном мероприятии приняли участие как обучающиеся Университета ИТМО, так и других образовательных учреждений (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», ФГБОУ ВО «Российского государственный педагогический университета им. А. И. Герцена», СПб ГБУ "Профессионально-реабилитационный центр").

Участники выступали с докладами по следующим направлениям: психолого-педагогическое, социальное и учебно-методическое сопровождение образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ассистивные технологии.

Во время секции участники активно задавали вопросы, обсуждали современные технологические возможности по организации доступной среды и др.

По итогам мероприятия выступающим были выданы благодарности.

  


19 апреля сотрудники центра сопровождения инклюзивного образования приняли участие в ярмарке вакансий для инвалидов, организованной Центром занятости населения Санкт-Петербурга.

На выставке были представлены образовательные учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, специализированные социальные организации, которые предоставляют образовательные, реабилитационные и другие социальные услуги гражданам, имеющим инвалидность; эксперты, консультанты, психологи, работающие с гражданами с ограниченными возможностями по здоровью; работодатели, которые готовы рассматривать в качестве соискателей на рабочие места граждан, имеющих инвалидность.

Сотрудники центра рассказывали об условиях, которые может предложить Университет ИТМО для абитуриентов и обучающихся с инвалидностью, а также консультировали по вопросам профориентации, выбора направления обучения в соответствии с возможностями и способностями абитуриента.

 


12-13 апреля 2018г. в Университете ИТМО состоялась международная конференция «Инклюзивное образование в университете: ограничения или новые возможности», в качестве организаторов выступил Департамент по образовательной деятельности (Управление качества образовательного процесса и Центр сопровождения инклюзивного образования).

В рамках конференции рассматривались вопросы по обмену опытом организации и реализации инклюзивного образования в высших учебных заведениях США и России.

В мероприятии приняли участие 39 представителей   из разных городов России (Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Москва, Ессентуки, Ставрополь) и 2 представителя из США (штат Серверная Каролина). 

Присутствовали представители учебных заведений Университета ИТМО; РГПУ им. А.И. Герцена; Охтинского колледжа; "Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам» №3; Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; Морского технического колледжа им. адмирала Д.Н. Сенявина; Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина;  Центр обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Профессионально-реабилитационного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана; Северо-Кавказского федерального университета; Южного федерального университета;  Академии постдипломного педагогического образования. Представители организаций Центра занятости населения Санкт-Петербурга; Профессионально-реабилитационного центра; Центра "Работа-i"; Санкт-Петербургского научно-практического центра медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта; Ессентукский Центр Реабилитации.

В первый день мероприятия были представлены опорные доклады ведущих специалистов США и РОССИИ. Специалист специального образования США, Вирджиния Симмонс выступила с докладом  «Особенности организации инклюзивного образования в Университетах США»; д.п.н, профессор, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  Санкт-Петербурга и Ленинградской области, директор института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена, Кантор Виталий Зорахович представил доклад «Ресурсное и учебно-методического обеспечение инклюзивного образования в России: системные решения».

Также во время онлайн – сессии Б.А. Бриант-Ричардс, заместитель директора ресурсного центра для инвалидов Университета Северной Калифорнии, США поделились опытом работы центров, занимающихся сопровождением обучающихся с инвалидностью в США.

В завершении первого дня мероприятия была проведена панельная дискуссия, в ходе которой все участники смогли задать интересующие их вопросы, а также сравнить подходы к организации инклюзивного образования в России и США.

13 апреля в рамках конференции прошли 3 крупных мастер-класса, соответствующих направлениям сопровождения обучающихся с инвалидностью: педагогическое, социально-психологическое и профориентационное.

На первом мастер – классе «Адаптация учебного материала для студентов с ограниченными возможностями здоровья» (Модератор - О.В. Елисеева, Университет ИТМО; спикеры - В. Симмонс, Университет Северной Каролины, США, М.В. Мозговой, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Н.Н. Квелидзе-Кузнецова, С.А. Морозова, РГПУ им. А. И. Герцена) обсуждались современные технологические возможности, которые могут быть использованы в обучении студентов с ОВЗ.  На опыте Герценовского университета узнали о существующих волонтерских проектах в области учебно-методического обеспечения образовательной деятельности студентов с нарушениями зрения.

На втором мастер-класс «Эмоциональные и поведенческие нарушения студентов. Пути разрешения проблемных ситуаций в педагогическом общении» (Модератор - А.Ф. Джумагулова, Университет ИТМО; спикеры - В. Симмонс, Университет Северной Каролины, США), Ю.И. Виданова ("Охтинский колледж")) был посвящен обсуждению проблем, с которыми сталкиваются преподаватели в работе со сложными ситуациями, где требуется индивидуальный подход и знание психологии обучающихся. Слушатели особо отметили практическую полезность мастер-класса в профессиональном образовании.

Третий мастер-класс «Трудоустройство выпускников университета с инвалидностью» (Модератор - С.А. Гнездилова, Университет ИТМО; спикеры - В. Симмонс, Университет Северной Каролины, США, В.А. Чукардин, Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г.А. Альбрехта, Л.А. Киселева, Центр занятости населения Санкт-Петербурга, И.А Воробьев Агентство занятости населения Выборгского района Санкт-Петербурга) был организован с применением кейс-технологии. Был представлен случай сопровождаемого трудоустройства выпускника университета с ОВЗ в контексте, которого спикеры решали моделируемые проблемы.

По итогам мероприятия были определены приоритеты и перспективы дальнейшего развития инклюзивного образования в высших учебных заведениях (США и России) и плодотворного сотрудничества.

 
  


Проект «Неделя здоровья»

В конце марта в Университете ИТМО состоялись мероприятия проекта «Неделя здоровья». Данный проект реализуется в рамках Плана по организации здоровьесберегающей среды в вузе на 2018 год.

Мероприятия «Недели здоровья» направлены на:

Данная серия мероприятий организуется в ходе совместной работы сотрудников Департамента по образовательной деятельности (центр сопровождения инклюзивного образования) и Департамента молодежной политики (управление по физической культуре и спорту и центра социальной поддержки обучающихся).

В течение недели были организованы и проведены спортивные мероприятия: соревнования по дартсу, бадминтону и настольному теннису, а также мастер-классы по лечебной физической культуре, адаптированные для обучающихся с инвалидностью. Около 30 обучающихся 1 и 4 курса бакалавриата с факультетов ЛиСИ, БИТ и ФТМИ приняли самое активное участие в этих мероприятиях.

Поздравляем победителей соревнований по дартсу, бадминтону и настольному теннису, а также благодарим всех студентов за активное участие в неделе здоровья!

   


На факультете СПО Университета ИТМО сотрудником Центра сопровождения инклюзивного образования совместно с заместителем декана проводилось анкетирование по адаптации студентов-первокурсников. 
В тестировании приняли участие 136 человек. В анкетировании затрагивались такие темы как: идентификация с ролью студента; адаптация к учебной деятельности; психологический климат группы и отношения с однокурсниками; формирование профессионального самосознания; личностные особенности студентов, которые могут помогать/мешать процессу адаптации; мотивы учебной деятельности. 
На вопрос: «Что Вы можете сделать, чтобы лучше учиться?» студенты предлагали следующие варианты: заниматься самообразованием и саморазвитием, пересмотреть свой режим дня, проявлять интерес к тому, что связано со своей будущей профессией. 

Основные мотивы учебной деятельности – стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, приобрести глубокие и прочные знания. 
Среди причин, которые могут мешать обучению, чаще всего студенты называли лень и нехватку времени. 

По итогам тестирования 20 февраля прошла встреча со студентами на тему «Как бороться с ленью и больше успевать» (тема, вызвавшая наибольший интерес студентов из предложенных вариантов). На данном мероприятии были затронуты следующие темы: причины лени; способы организации своей деятельности; распределение времени и т.д. Встреча прошла в форме диалога. Студенты проявили высокую заинтересованность и активность, не только задавали, но и отвечали на вопросы, а также высказывали свою точку зрения на озвученную тему.

 


13 февраля в Санкт-Петербургском экономическом университете состоялась встреча работодателей и студентов с инвалидностью и ОВЗ. На мероприятии присутствовали представители Санкт-Петербургского экономического университета (Центр обучения инвалидов), РГПУ им. А.И. Герцена (Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ), Университета ИТМО (Центр сопровождения инклюзивного образования), Центра занятости Санкт-Петербурга. Среди работодателей были представители кадрового агентства, компании по сертификации и call-центра.

Представители компании работодателей отмечали, что главной чертой соискателей – выпускников является их мотивация в трудоустройстве. В связи с чем, была отмечена важность проведения предварительной работы со студентами по повышению уровня мотивации в поиске работы, активности, желания работать в коллективе и т.д.

Особую заинтересованность работодатели проявили к Университету ИТМО, так как в данный момент на рынке труда возникает необходимость в таких кадрах, как программисты, копирайтеры, SMM-менеджеры, SEO-директологи и др.

В завершении мероприятия работодателям было сделано предложение о предоставлении информации о вакансиях вузам для её дальнейшего размещения на сайтах этих образовательных организаций.