Перейти к содержимому страницы.

Целевая модель 2020

С 2013 года Университет ИТМО реализует стратегию повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В горизонте 2020 целевым ориентиром является становление исследовательского университета мирового уровня, предпринимательского по типу, ориентированного на интернационализацию всех направлений деятельности.

Стратегические приоритеты Университета ИТМО направлены на развитие науки, образовательной подготовки, инновационной деятельности, управление персоналом, коммуникациями, университетом в целом.

Целевая модель Университета ИТМО ориентирована на реализацию миссии и достижение стратегической цели. В основе успеха – эффективное использование конкурентных преимуществ университета, основанных на многолетних достижениях вуза (сильные научные школы, мировые научные открытия, уникальные подходы и методы подготовки кадров, многократные победы в мировом чемпионате по программированию и др.).

Развитие науки. В перспективе 2020 предполагается существенное реформирование организационной структуры ведения научно-образовательной деятельности. К 2016 году будут функционировать около 50 международных научных лабораторий (МНЛ) в соруководстве с выдающимися  зарубежными учеными. С 2016 года международные научные лаборатории, по мере развития междисциплинарных исследований, будут объединяться в Центры превосходства, в том числе по принципу «продуктовой» специализации по направлениям: Интеллектуальные технологии и робототехника, Науки о жизни и здоровье, Информационные технологии в экономике, социальной сфере и искусстве, Умные материалы, Фотоника и естественные науки. В приоритете – активное развитие системы международного патентования результатов интеллектуальной деятельности Университета ИТМО.

Развитие образовательной подготовки. В соответствии с концепцией исследовательского университета, образовательная подготовка в Университете ИТМО базируется на активном использовании в образовательном процессе результатов научных исследований, проводимых под руководством выдающихся ученых, и непосредственном участии студентов в их планировании и осуществлении. По мере развития научно-исследовательской деятельности, роста объемов проводимых НИОКР, привлечения ученых из отечественных и зарубежных научно-образовательных центров обеспечивается увеличение уровня занятости преподавателей и обучающихся в исследовательской деятельности (в том числе – переход от статуса преподавателя к преподавателю-исследователю).

Стратегия развития Университета ИТМО ориентирована на формирование магистерско-аспирантского университета. Основной упор в структуре подготовки делается на развитие магистерских и аспирантских программ, так что к 2020 г. число выпускников магистерских и аспирантских программ превысит число выпускников программ бакалавриата и специалиалитета. Планируется развитие трех типов магистратуры:

Особое внимание уделяется интернационализации образовательной деятельности: введение совместных образовательных программ с ведущими мировыми университетами, международная аккредитация образовательных программ в рамках EUR-ACE 324 программы к 2020 г.), привлечение иностранных студентов для обучения в Университете ИТМО (к 2020 г. их доля среди всех обучающихся составит 21,9%); организация совместно с иностранными преподавателями и исследователями научно-образовательной деятельности на базе международных «виртуальных» кафедр в дистанционном режиме и т.д.

Дальнейшее развитие получат инновационные образовательные технологии. В частности, планируется широкое внедрение индивидуальных образовательных траекторий, в том числе через использование дистанционных форм обучения и образовательных модулей; все программы будут построены с применением проектно-ориентированного и проблемно-ориентированного подходов к обучению.

Развитие инноваций. Совершенствование инновационной деятельности Университета ИТМО нацелено на позиционирование университета в качестве драйвера построения экономики, основанной на знаниях (англ. knowledge based economy). Основное внимание уделяется организации трансфера результатов интеллектуальной деятельности в экономику (12 лицензионных соглашений с высокотехнологическими предприятиями к 2020 году) В приоритете – реализация маркетинговой стратегии вывода научно-образовательных и инновационно-предпринимательских услуг университета на зарубежные рынки в партнерстве с иностранными компаниями. Один из векторов развития – содействие разработке инновационного продукта, в том числе совместно с институтами развития (в первую очередь – ОАО «Роснано» и ОАО «РВК») и с мировыми лидерами высокотехнологических и R&D индустрий (в частности, институтом Фраунгофера (Германия)).

Стратегия развития Университета ИТМО ориентирована на совершенствование предпринимательской культуры внутри университета (к 2020 году 25% сотрудников и обучающихся будут вовлечены в развитие инноваций), формирование мотивации и организацию комфортных условий для работы сотрудников и обучающихся в уже действующих и создаваемых на базе университета стартап-акселераторах, инжиниринговых центрах, бизнес-инкубаторах, фаблабах (англ. Fabrication Laboratory).

Управление персоналом. Новая парадигма построения работы с персоналом предполагает признание сотрудников и обучающихся базовыми ценностями университета, определяющими его развитие. Реформирование системы работы с персоналом нацелено на активное вовлечение всех целевых групп (абитуриентов, обучающихся, выпускников и работников университета; представителей научно-образовательной общественности, бизнеса, органов власти и др.) в функционирование и развитие университета. Особое внимание будет уделено привлечению к сотрудничеству с Университетом ИТМО талантливой молодежи, выдающихся зарубежных ученых и преподавателей, в том числе, репатриантов. Ожидается, что к 2020 году число зарубежных ученых и преподавателей составит 7%.

Развитие коммуникаций. Деятельность по развитию стратегических коммуникаций (в т.ч. связей с общественностью) ориентирована на актуализацию сильных сторон Университета ИТМО в научной, образовательной и инновационной сферах деятельности в целях создания благоприятного имиджа университета в мире.

Коммуникационная стратегия включает развитие международного брендинга, обеспечение информационной открытости вуза, повышение узнаваемости Университета ИТМО на международном уровне и усиление позиций вуза в международных рейтингах (вхождение университета в топ-250 по версии QS и в топ-300 по версии Times Higher Education к 2020 году).

Система управления вузом. Достижение целей, заявленных в стратегии развития Университета ИТМО, обеспечивается посредством комплексной трансформации системы управления вузом, основанной в том числе на принципах стратегического менеджмента, управления изменениями, активного вовлечения целевых групп, частичной децентрализации  управления.

Существенные изменения затронут организационную структуру научно-образовательной деятельности: реорганизация факультетов и создание новых организационных форм – институтов, отличающихся от традиционных факультетов ориентацией на работу со студентами-магистрантами и «выше» (аспиранты, докторанты, постдоки) и отсутствием кафедральной структуры (ключевой единицей становятся лаборатории, центры превосходства, образовательная программа).  

Важнейшим инструментом достижения поставленных в стратегической инициативе целей является совершенствование единой информационной системы управления университетом, которая уже к 2015 году будет включать все деловые бизнес-процессы, реализуемые в вузе: от учета персоналий и ведения бухгалтерии до выработки рекомендаций по стратегическому развитию университета.